Для слабовидящих

postheadericon Значение игры и игрушек в развитии ребёнка

Цель: показать родителям значимость игр и игрушек для полноценного развития ребенка.

Задачи:

1.Рассказать родителям о предназначении игр и иг­рушек;

2.Научить управлять ребенком с помощью игры;

3.Обозна­чить критерии выбора игрушки для полноценного эмоциональ­ного развития ребенка.

Подготовка:

1..Провести предварительное исследование игровых интере­сов детей с помощью анкеты, предложенной родителям:

  • Любит ли Ваш ребенок играть?
  • В какие игры Вы играете с детьми дома?
  • Любимая игра ребенка — это…
  • Какие игрушки Вы покупаете малышу?
  • Чем Вы руководствуетесь при выборе игрушки?

—   Какие герои мультфильмов являются любимыми игровыми персонажами Вашего ребенка?

  1. Подбор музыки.

3.Оформление выставки игрушек (от традиционных до со­временных).

Ход  родительского собрания:

На фоне спокойной клавесинной музыки звучит текст:

  1. Вступительное слово воспитателя.

Вот как мог выглядеть званый вечер в одном из дворцов Франции, Германии, Италии и даже России лет 300 назад. Горят сотни свечей. В центре зала на большом помосте стоит клаве­син, возле которого на стуле в ожидании публики сидит модно одетая девочка. По знаку хозяина она встает, кланяется гостям, ожидая аплодисментов. Играет она превосходно. Правда, ее строгое неподвижное лицо и скованная фигура плохо гармони­руют с прекрасной музыкой. Окончив игру, она встает, кланяет­ся, ожидая аплодисментов. И вдруг замирает. Гул изумления прокатился по залу. Гости поняли, что «артистка» — всего лишь кукла. Хозяин доволен своей выдумкой…

1.1 Психолог.

Игрушка… Что она значит в нашей жизни? Каково ее истин­ное предназначение? Что это? Средство для развлечения или культурное орудие, передающее состояние современной культу­ры, суть человеческих отношений и сложное мироустройство?

Игрушка — тот же носи­тель информации для ребенка, что газеты для взрослого.

Зачем же нужна игра?

Какой должна быть игра?

В детстве она является важнейшей деятельностью ребенка, помогает развивать его воображение, мышле­ние, память, речь, В полюбившихся забавах ребенок испытывает ощущение свободы, в момент игры он мо­жет стать кем угодно и быть где угодно. Это очень важно  ведь в реальной жизни ребенок полностью зависим от взрослого.

Нам, взрослым, важно уметь включиться в игру ре­бенка на равных  авторитет и преимущества возрас­та здесь теряют свою силу. Надо позаботиться о том, чтобы в течение дня у детей было достаточно свобод­ного времени на развлечения, чтобы игрушки были ин­тересными, разнообразными и понятными им, находи­лись в доступном месте. Нельзя резко обрывать игру детей; если им пора есть или спать  дайте еще 5—10 минут, чтобы они могли ее закончить. Требуя порядка в комнате, все-таки не заставляйте ребенка разрушать с таким трудом построенный им домик, тем более если завтра он опять ему понадобится.

Нельзя диктовать сыну или дочке, во что и как иг­рать, даже если вам не нравятся их игры. Дайте возмож­ность ребенку свободно выражать любые свои эмоции, даже агрессию, разыгрывать любые сюжеты, раздевать и разбирать игрушки независимо от их стоимости.

Итак, начнем играть с детьми. Но как? Знаете ли вы, например, что с трехлетним ребенком играют ина­че, чем  с шестилетним?

Включаясь в игру, взрослый выполняет в ней глав­ную роль  много говорит, показывая, что и как делать. Когда он «врач»  ставит градусник, делает уколы; ког­да «повар»  режет овощи, варит суп. При этом надо использовать не только игрушки, но и различные пред­меты: палочку вместо градусника, ложку вместо шпри­ца. Нужно показать ребенку, что один и тот же предмет в разных игровых ситуациях может быть чем угодно  стоит только пофантазировать. Из нас­тольных  простейшие виды лото, матрешки, конструк­торы, мозаика.

Пятилетние дети уже понимают прелесть игры со сверстниками. Поэтому в игре взрослый участвует уже на вторых ролях: дочки, пациента, пассажира. Вы можете стать ре­жиссером  придумать игру по сюжету небольшой сказ­ки. Дети любят одеваться в костюмы, маски. У девочек резко возрастает интерес к маминым туфлям, сумоч­кам, бусам. Хорошо, если вы сможете пожертвовать кое-что из этих «сокровищ» для детских забав. Совер­шенно необходимы в этом возрасте шумные игры с подушками, одеялами, креслами… В эти годы ребята любят сооружать дома, крепости из подручного мате­риала, например подушек.

В шесть лет настало время учить ребенка «осваивать» бадмин­тон, различные подвижные игры с бегом, прыжками. Используйте элемент соревнования  кто быстрее до­бежит, дальше прыгнет. Покажите, как выбрать во­дящего с помощью считалки, объясните, как правиль­но считаться, вспомните свои детские считалки. Ха­рактер игр становится творческим. Осо­бенно активно развивается воображение ребенка, его способность комбинировать полученные ранее впе­чатления в новые сочетания, поэтому и привлекают игры по нестандартным сюжетам. Можно предложить, например, вообразить встречу Колобка и… Красной Шапочки. Дети увлекаются шашками, домино, нас­тольным бильярдом,

Играя, ребенок познает мир. Поэтому обучение де­тей в игре в дошкольный период лучший способ при­вить им различные навыки.

  1. Педагог-психолог проводит анализ анкет.
  2. Дискуссия о пользе и вреде игрушек. Психолог. Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Та­ковы ли современные игрушки?

Воспитатель совместно с педагогом-психологом

Дискуссия о пользе и вреде старых и современных игрушек.

Родителям предлагаются различные игрушки (матрешка, Барби, набор животных, Телепузик, пирамидка, конструктор и др.).

Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть «плю­сы» и «минусы» любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выяснить полезность, бесполезность или вред данной игрушки.

  1. «Как оценить качество игрушки».

Воспитатель. У большинства из нас детство связано с люби­мыми игрушками, которые остались в памяти, как близкие дру­зья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное становление внутреннего мира ребенка, его развитие немыслимы без игры, а следовательно, без игрушки. Подбор игрушки — дело серьезное и ответственное. Как показы­вают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются сти­хийно или в силу поверхностных обстоятельств (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку). Разви­вающий потенциал игрушки, ее педагогическую полезность ро­дители недооценивают. Выбирая игрушки для своего ребенка, взрослые, к сожалению, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель игрушки пишет все что угодно, либо руководствуются принципом: «Чем больше, тем лучше, будет чем ребенку заняться», то есть, как правило, при­обретают необдуманно, не соотнося с задачей — четким назначе­нием и педагогическими рекомендациями пользования игрушкой.

      Сколько игрушек должно быть у ребенка?  Чем меньше возраст ребенка, тем меньшее число игрушек должно одновременно находиться в поле зрения. Часто причиной детской скуки становятся сами иг­рушки. Их скудный ассортимент, плохое качество, не­удачный цвет и даже количество. Дети нередко просто манипулируют ими (например, куклу раздевают-одева­ют). Ребенка же нужно научить их оживлять. И это зависит от нашей фантазии.

В одной семье праздновали день рождения сына. Каждый гость приносил по две или три игрушки. Ре­бенок очень радовался подаркам, складывая их на от­дельный столик. Вечером, когда все гости ушли, мать увидела расстроенного сына возле горы игрушек. «Ма­ма,— с мольбой обратился ребенок,— с чем мне теперь играть?» Нам, взрослым, кажется, что от количества игрушек зависит радость ребенка. Чем их больше, тем детство счастливее. Ребенок перестает ценить их. Отсюда и вечное канюченье «мама, купи мне иг­рушку», и нежелание их убирать. Уборка игрушек  один из самых распространенных поводов для конфликтов родителей и детей. Ребенок начал играть, он придумал сюжет, развивает его, преодолевает труд­ности, и вдруг, как гром среди ясного неба,— «тебе пора спать». Другое дело, когда ребенок разбрасывает игрушки по всей квартире и вообще не желает их уби­рать. Можно, конечно, его заставить, а можно исполь­зовать игру… Например, так.

Ребенок, проснувшись утром, не нашел игрушек. Мама и папа их тоже не видели. Они не стали читать нотаций, а вместе с сыном искали, беспокоились. Ве­чером папа вытащил из почтового ящика письмо, где игрушки писали, что они ушли. Родители очень сочув­ствовали малышу и помогли написать ответ игрушкам, уговорить их вернуться. В дальнейшем уборка превра­тилась из скучной обязанности в проявление заботы и любви.

Спрячьте на время лишние игрушки. Когда ребенок наиграется оставленными, к ним можно добавить нес­колько из вашего запаса. Количество игрушек для ре­бенка определяется его способностью связывать их в единый сюжет. Например, солдатиков, даже если их много, объединить нетрудно, а попробуйте связать сол­датика и фонендоскоп

  Психолог.   Сейчас существует большой выбор разнообразных настольных игр и игрушек.

Выбирая игрушку  желательно, чтобы ребенку было приятно, и она стала для ребенка  любимой. Важно, чтобы она символизировала нечто живое. Пусть это будет кукла или мишка, Буратино или кро­кодил, которые станут членами вашей семьи. Любите их, позволяйте ребенку с ними есть и спать, ходить гулять и ездить в гости. Спят с любимыми игрушками многие дети. Ма­лыши рассказывают им сказки, поют песни  так лег­че засыпается; делятся своими радостями или огорче­ниями  у взрослого часто не хватает времени их выс­лушать. Детям свойственно «оживлять» игрушки,  по­этому они так переживают, когда родители выбрасы­вают старого зайца с оторванным ухом. Вспомните по­говорку: старый друг лучше новых двух. Если же ребенок попросил игрушку неожиданно есть повод для тревоги. Может быть, ваш малыш попал в трудную си­туацию и ищет поддержки. Или он заболевает боль­ные дети всегда требуют, чтобы кто-то был рядом.

Любимая игрушка для ребенка  зеркало, в которое он смотрится, чтобы осознать себя и свои поступки, на нее переносит свои отноше­ния с окружающими.

Однако для очередного занятия с ребенком необязательно бежать в магазин за новой игрой или игрушкой.  К сожалению, современные иг­рушки часто трудно назвать детскими  они «взрос­лые» и по замыслу, и по количеству деталей. Поэтому детям так трудно с ними играть. Дети хорошо понимают игры с предметами-заместителями, когда обычный карандаш может стать волшебной палочкой, конус 13 конструктора превратится в мороженое и т.д. А еще можно сыграть в новую игру со стары­ми игрушками, при этом они для ребенка станут еще любимей и дороже.

Используйте бытовые вещи. Например, с бельевыми прищепками и магнитом на веревочке, привязанными к ка­рандашу, можно устроить ры­балку; картонную коробку из-под большого телевизора, прорезав в ней окошки, можно превратить в домик. Нестандар­тное использование знакомых игрушек и вещей поможет ваше­му малышу научиться творчес­ки мыслить. Пробуйте мастерить игрушки вместе с детьми. Ско­рее всего, в своей игре они от­дадут предпочтение им, нежели красивым из магазина, потому что они — часть вашего и ребен­ка труда, вы сделали их такими, какими хотели видеть, вы вмес­те старались. Хочется отметить, что дети очень любят в своих играх использовать воду, крупу, песок, камешки, шишки.

Старайтесь ребенка не вос­питывать, а играть с ним, объяс­няя, как ведут себя воспитанные игрушки. Так можно объяснить правила поведения за столом на примере игры с сервировкой стола игрушечной посудой для любимого мишки. Проделав это в игре со своей любимой игруш­кой, он легко усвоит взрослые правила. Для детей неуверенных нужны маленькие  игрушки. Лучше, если это будет бельчонок, зайчонок, мышка т. е. зверюшка, которую надо опекать, оберегать. За­щита более слабого поможет ребенку избавиться от комплексов.

Важную роль в воспитании малыша играет сказка. Она зна­комит его с окружающим миром, учит отличать добро от зла, по­казывает различные примеры поведения и их последствия. Вам не нравится, как поступает ваш ребенок? Не ругайте и не нака­зывайте его, лучше расскажи­те сказку-воспиталочку про зве­рушку или ребенка, который своим поведением очень по­хож на вашего малыша. Обсу­дите с ним сказку, и малыш луч­ше оценит со стороны этот посту­пок, и сам благодаря вашей по­мощи сделает правильный вы­вод. Такие специальные сказки помогут решить проблемы ваше­го малыша.

Поговорите с ребенком о дру­зьях. Расскажите, какие были у вас друзья в детстве и какие есть сейчас. Чаще приглашайте друзей малыша на совмест­ные прогулки, экскурсии или просто домой. Объясните, что настоящие друзья помогут спра­виться с неприятностью в труд­ную минуту и разделят радость, что без друзей скучно и вместе с ними интересней играть.

Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек при­водит к бессмысленным закупкам однотипных игрушек, беспо­лезных.

Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве иг­ры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка. Ро­дителям предлагается совместно с психологом разработать кри­терии выбора игрушки. Например:

  • соответствие интересам самого ребенка (интересы взрос­лого и ребенка зачастую не совпадают: взрослых привлекает внешняя красота, богатство, сложность деталей или описанное в аннотации развивающее значение, у детей другие приоритеты -похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга);
  • возможность что-либо с ней делать — главное достоинство игрушки (разбирать, передвигать, извлекать звуки);
  • разнообразие форм активности ребенка: чем более игруш­ка совершенна, тем меньше простора для творчества (макси­мальны для преобразований мячи, кубики, пирамидки);
  • игровые действия должны быть самостоятельными (иг­рушки-загадки, которые сами подсказывают способ действия, например, матрешки, пирамидки);
  • эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирую­щих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).
  1. Игровое упражнение «Выбери игрушки».

Воспитатель предлагает родителям разделится  на три команды, каждой из которых предлагается выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют:

  • социально-эмоциональному развитию (например, живот­ные, куклы, посуда, доктор, парикмахерская и др.);
  • интеллектуальному развитию (кубики, конструктор, пазлы, мозаика, лото, домино и пр.);
  • физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др.).

Конечно, взрослому легче указать, как нужно себя вести ре­бенку, усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ре­бенка такие усилия родителей нередко становятся источником беспокойства, вызывают тревогу. Чтобы получить поддержку взрослого, ребенок может прикинуться глупым, беспомощным, слабым, скучающим, медлительным. В игре же и игровых от­ношениях он учится поддерживать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Поэтому через игровую роль он благо­получнее переживает моменты преодоления трудностей. Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство. Вот почему сегодняшнему родителю, живущему в условиях стрессогенности современной жизни, ради сохранения добрых отношений с детьми столь полезно развивать собственную иг­ровую находчивость и изобретательность, обогащать свое роди­тельское поведение навыками игрового, а не только директивно­го общения.

—        Какие способы общения с ребенком предпочитают, взрос­лые в типичных повседневных ситуациях?

  1. Экспресс-опрос родителей.

Психолог. Вы намереваетесь войти в дверь подъезда, но у входа Вам перегораживает путь малыш с игрушечным автоматом в руках, Вы:

а) заходите в подъезд, не отвлекаясь на малыша;

б) говорите ребенку, чтобы он выбрал более удачное место;

в) отвечаете ему, приняв игровую ситуацию.

В зимний день на прогулке Вы увидели множество построек из снега, Вашему ребенку не терпится поиграть с ними, Вы:

а) наблюдаете за ребенком, пока он наиграется;

б) играете вместе с ребенком, придумав сюжет;

в)      определяете ребенку время для игр и пролистываете све­жий номер журнала.

Ваш ребенок бегает по квартире с пронзительными звуками, Вы:

а)      останавливаете ребенка словами: «Отдохни от беготни, а то вспотеешь»;

б)      спрашиваете что-то вроде того: во что ты играешь и не пора ли самолетику заправиться;

в) усаживаете ребенка на диван, предлагая почитать книгу.

(Варианты директивные и с опорой на игру.)

  1. Упражнение «Внештатная ситуация».

Каждой группе родителей предлагается ответить на вопрос, обыграв сложившуюся ситуацию. (Вы приготовили обед и зове­те ребенка к столу, а он в этот момент разыгрался. Что делать? И т. п. по выбору.)

  1. Рефлексия «Синтез информации».

Родителям  предлагается назвать все происходящее на занятии одним словом. Все слова записываются. Затем пред­лагается составить название из двух слов, потом — используя целое предложение, которое раскрывает суть темы.

 

Консультацию подготовила: воспитатель  Гусакова Н.С

Оставить комментарий