Когда мы говорим, что наши дети способны сосредоточиться, – это значит, что они могут удерживать свои мыслительные процессы сконцентрированными на конкретном задании в течение разумного периода времени. Задание при этом может иметь любой характер: оно может быть связано с чтением книг, написанием заметок, прослушиванием музыки или просмотром мультфильма. С другой стороны, длительность сосредоточения не должна быть слишком долгой. Людям свойственно спустя некоторое время прекращать концентрироваться на чем-либо – независимо от рода занятий. Нам нужны небольшие перерывы, чтобы мы могли освежать свои мысли, а затем снова концентрироваться на поставленной задаче. Это относится и к нашим детям. Ведь они точно такие же, как и мы, только младше.
Тем не менее проблема концентрации ума имеет большее значение для детей, так как сосредоточение и концентрация (внимания и усилий) формируют основу человеческого характера. Нехватка внимания (сосредоточения) у детей может вредить их академической успеваемости и ухудшает способность обучаться, к тому же является сигналом к появлению многих других негативных последствий, которые могут портить характер человека. Существует несколько факторов, влияющих на мысленное, интеллектуальное сосредоточение детей по отдельности и в комбинации. Это такие факторы, как:
- Возраст – большинству маленьких детей зачастую трудно сосредотачиваться на заданиях, вопросах и проблемах. Это утверждение верно для возрастной группы от 5 до 12-ти лет, поскольку дети старше 12-ти лет успешно развивают способность вдумчиво сосредотачиваться на учебе и занятиях. Однако в некоторых случаях даже у старших детей может отсутствовать такая бесценная способность. Если вы видите, что у вашего ребенка есть какие-то проблемы, следует обратиться к врачу, психологу или опытному преподавателю.
- Внутренняя мотивация и заинтересованность – невозможно ничего добиться без заинтересованности в достижении поставленной цели. Если у вас есть заинтересованность, вы способны концентрироваться и сосредотачиваться на работе более длительный период времени. Очень часто можно наблюдать за детьми, которые жалуются, что не могут выполнить определенную работу, что, по сути, касается каждого ребенка. Однако время от времени вы можете замечать, что ваши дети способны трудиться над выполнением заданий более длительный период времени. Это возможно только тогда, когда они проявляют интерес к конкретному заданию.
- Обстоятельства – жизненные обстоятельства могут вредить способности сосредотачиваться и концентрировать свое внимание. Если ваши дети сталкиваются с неопределенностью, они временно «теряют» концентрацию ума и внутреннюю сосредоточенность.
- Здоровье – общее состояние здоровья может серьезно влиять на способность сосредотачиваться. Болезни, высокая температура, длительно протекающие заболевания или даже нехватка сна могут отрицательно сказаться на концентрации внимания и интеллектуальном сосредоточении.
- Окружающая обстановка – ближайшее окружение может оказывать значительное влияние на то, насколько хорошо ваши дети умеют сосредотачиваться на чем-либо. Некоторые дети могут легко сфокусироваться на выполнении задания, даже несмотря на чрезмерный шум, но многие теряют концентрацию уже в течение нескольких секунд после появления шума. В неблагоприятных условиях ваши дети могут быть просто не в состоянии сосредоточиться на учебе.
- Определение потребностей и запросов – если ваши дети знают, чего они хотят в той или иной ситуации, они могут легко сосредотачиваться на поставленных задачах. Если дети не знают, сколько времени им отведено на выполнение задания, им будет сложно полноценно сосредоточиться на работе.
Как же помочь своим детям? Вы можете сделать это разными способами. Каждый ребенок индивидуален и каждому нужен свой опыт познания и обучения. Чтобы понять потребности и нужды детей, необходимо наблюдать за ними очень внимательно. Большинство детей умеют сосредотачиваться на чем-либо или на конкретной задаче. Прежде чем предполагать обратное, вам необходимо проследить за ними в течение одного-двух дней. Наблюдая в течение дня за действиями детей, вы сможете выяснить, на чем они умеют концентрироваться, а на чем нет.
Вам необходимо проявлять благоразумие в своих ожиданиях по отношению к детям. Никогда не требуйте от них слишком многого. Большинство из нас, включая детей, время от времени нуждаются в отдыхе. Вы также должны всячески способствовать пробуждению интереса детей к тому, что они делают. Если дети проявляют заинтересованность, они способны лучше концентрировать внимание. Увлеченность – это ключ к сосредоточению. Если вы проявляете активный интерес к занятиям своих детей, то косвенно помогаете им развивать лучшее интеллектуальное сосредоточение и концентрацию внимания.
Не будьте строгим критиком своих детей! Хвалите их больше, чем критикуете. Вам необходимо заинтересовывать и хвалить детей, чтобы они развивали концентрацию ума. Придираться очень легко! А находить решения проблем очень трудно. Когда ваши дети проявляют усердие и настойчивость при выполнении порученных им заданий, вам следует вознаграждать их. Небольшое вознаграждение побудит их стараться еще лучше и проявлять усердие и внимательное, вдумчивое сосредоточение. Предоставляйте своим детям лучшие условия для обучения и игры. Обеспечьте спокойную обстановку для занятий и следите за тем, чтобы ничто не отвлекало их.
Как и у взрослых, у детей тоже есть свои «недоработки», особенно при сосредоточении своих мыслительных процессов на каком-либо задании или работе. Вы должны понимать, что развитие полноценного сосредоточения – это очень медленный процесс, и вы просто не можете ускорить его. Вот несколько простых советов, которые помогут вашим детям развивать эту способность:
- Играйте со своими детьми в шахматы, особенно по утрам. Шахматы – это прекрасная игра, которая может заставить ваших детей сосредотачиваться и концентрировать внимание на конкретной задаче более длительные периоды времени. Шахматы – игра мыслящих людей, она требует большого и вдумчивого интеллектуального сосредоточения и нацеленности на победу.
- Играйте с детьми в настольные игры и стратегии, такие как «Монополия» и др. Настольные игры очень хороши для развития сосредоточения и внимания. Сначала играйте в легкие игры и переходите к более сложным по мере развития способности ребенка поддерживать устойчивость внимания.
- Читайте своим детям истории и беседуйте с ними о прочитанном материале. Рассказы и стихи могут стать очень хорошим инструментом для развития внимания.
- Решайте головоломки, складывайте паззлы и отгадывайте загадки, и они помогут вашим детям сосредотачиваться и концентрироваться на определенной задаче.
Вы должны установить определенный режим, чтобы помочь вашим детям не сбиться с курса. Большинство распорядков дня очень схожи, и вы можете следовать им с вашими детьми. Вот некоторые из наиболее распространенных ежедневных процедур:
- Постоянное время отхода ко сну.
- Постоянное время пробуждения.
- Фиксированное время приема пищи.
- Фиксированное время выполнения домашних заданий.
- Фиксированное время для игр и просмотра телевидения.
- Фиксированное время для чтения.
Скорее всего, вы будете сталкиваться с жестким сопротивлением со стороны ваших детей. В конце концов, им по природе свойственно возмущаться. Но вы должны сохранять непреклонную позицию по поводу ваших правил и режима дня. Дети часто испытывают предел терпения родителей. На начальных этапах будьте готовы встретить некоторое сопротивление. В дальнейшем дети адаптируются и войдут в нужный ритм.