Наверное, вы думаете, как вообще возможно бесконечно занятым родителям научить ребенка управлять своим временем? «Я даже своим собственным не могу управлять!» – говорите вы. Ну что ж, значит, решено. Нет более подходящего времени начать обучение, чем сделать это прямо сейчас. Ведь обучая своего ребенка, вы можете и сами познакомиться с маленькими секретами тайм-менеджмента и использовать их в своей жизни.
Тайм-менеджмент (управление временем, организация своего времени) — это своеобразный способ балансировать между более чем одной возможностью или обязанностью сразу. Как и любой другой навык, он требует практики. Однако у большинства родителей много времени уходит на то, чтобы снова и снова учить своих детей тому, как правильно чистить зубы или десятки раз показывать, как правильно мыть руки, и при этом у очень малого количества родителей возникает желание потренировать детей в организации своего времени в течение дня. Необходимо понять, что уже в раннем возрасте очень важно показать ребенку азы тайм-менеджмента.
Не получилось начать раньше? Ничего страшного. Никогда не поздно научить детей тому, как организовать свою неделю и расставить приоритеты в списке «что сделать». Тайм-менеджмент необходим абсолютно каждому в любом возрасте. И если вам удастся приобщить ребенка к изучению его основных принципов, они будут ему верными инструментами, которые он сможет использовать в течение всей своей жизни.
Тайм-менеджмент — это принцип, который влияет на детскую эмоциональную, социальную, физическую, психическую, материальную и духовную сферы жизни. Это мастерство, в котором каждый ребенок должен преуспевать. Если мы не обучим детей хорошим навыкам, пока они маленькие, они проведут всю оставшуюся жизнь, пытаясь избавиться от вредных привычек.
Далее представлены ТОП-5 советов для обучения детей важности тайм-менеджмента.
- Помогите вашему ребенку научиться различать что важно, а что срочно (и не терпит отлагательств). Важное подразумевает то, что может помочь им получить хорошее качество жизни. Срочное просто означает, что оно нуждается в более пристальном внимании. Поощряйте детей работать над теми задачами, которые важны в первую очередь. А также помогите отделять главное от второстепенного.
- Помогите вашему ребенку создать иерархию ценностей, которую они могут использовать в качестве ключевого списка, опираясь на него при принятии лучшего решения в контексте тайм-менеджмента. Например, расположите по приоритетам следующие ценности: семья, здоровье и фитнес, школа, личностное развитие, сообщество, друзья. В зависимости от того, что важно непосредственно для вас и вашего ребенка, вы можете какую-то ценность добавить или вычеркнуть из этого списка.
- В каждой ценности укажите приоритетные для выполнения виды деятельности. Например, под ценностью «школа» можно написать: 1) выполнение домашнего задания, 2) подготовка к экзаменам 3) работа над крупным школьным проектом и т.д.
- Пусть ребенок практикуется в использовании иерархии приоритетов при принятии решений относительно использования своего времени. Предложите ему разные сценарии, и пусть он, внимательно рассмотрев их, выберет, что должно быть сделано в первую очередь, что во вторую и в третью. Например, если он хочет пойти к другу в гости, но ему еще нужно прочитать три параграфа из учебника, попросите его взвесить каждый из возможных вариантов. Если он сделает уроки сейчас, он сможет остаться у своего друга на ужин. Если он решит выполнить задание позже, ему нужно будет вернуться до ужина и выполнять его уже будучи сонным, рискуя не успеть. Поработайте с ребенком, чтобы он прояснил для себя, как же все-таки лучше использовать свое время в этом или другом случае.
- Предложите вашему ребенку каждый вечер перечислять на бумаге все, что ему нужно сделать завтра. При этом помогите ему использовать его иерархию приоритетов из ключевого списка, чтобы выбрать ТОП-5 или ТОП-6 приоритетов завтрашнего дня.
Хорошее управление временем — это то, чему можно учиться бесконечно. Со временем навыки становятся крепче, но и вызовы сложнее. Ведь в жизни появляется намного больше возможностей, чем времени, которое смогло бы охватить их. Постарайтесь пораньше научить детей оценивать их возможности. Не все задачи одинаково важны и не все задачи одинаково срочные.
Помогите ребенку определить, какие задачи могут и какие не могут ждать. Затем, в зависимости от того, какое решение примет ребенок относительно того, что будет его первоочередным делом, обсудите с ним, как такое решение повлияет на остальную часть времени в течение его дня. Вскоре он начнет понимать и чувствовать, сколько времени он должен выделить определенным обязанностям и улучшит свою продуктивность.
Не забывайте и сами применять некоторые из этих уроков. Создайте свои собственные ключевые списки и распределите приоритеты. И хочется верить, что учить ребенка делать то же самое непременно войдет у вас в ТОП-5.