Разве не обидно, когда вы пытаетесь высказать ребенку свое одобрение и поддержку, а ваши слова не производят на него ожидаемого впечатления?..
Представьте следующую ситуацию. Ваш старший ребенок приходит домой из школы и с гордостью показывает дневник, в котором стоит высший балл по математике. Это так впечатляет, что вы сразу же говорите: «Отличная работа! Молодец». Ребенок еще какое-то время не спускает с вас глаз, будто чего-то ждет, а затем тяжело вздыхает и опускает голову: «Ты всегда так говоришь!», – произносит он и выхватывает дневник из ваших рук, явно разочарованный. «Но, — говорите вы, запинаясь, – я действительно считаю, что ты большой молодец!». «Да-да, конечно», – бормочет он и уходит подавленный. Вы же чувствуете, как земля уходит из-под ног. Ведь вы хотели поддержать и похвалить ребенка,.. но, видимо, «молодец» – это не то, что ему нужно.
Подобные ситуации случаются во многих семьях. Исследователи единодушны во мнении, что заурядные, однотипные слова одобрения, такие как «молодец», приносят больше вреда, чем пользы. Существует даже исследование, которое доказывает, что похвала за результаты заставляет ребенка инстинктивно отвергать слова поощрения или, что еще хуже, сознательно делать все наоборот. Если дети не считают, что они проделали прекрасную работу, ваши слова «прекрасная работа!» ничего для них не значат. Дети начинают чувствовать, что ими пытаются манипулировать с целью добиться от них лучших результатов, и сопротивляются манипуляции.
Слишком частое использование родителями слов «молодец, хорошая работа» в качестве похвалы приводит к тому, что дети теряют внутреннюю мотивацию. Они стараются достигать высоких результатов, только чтобы получить ваше одобрение, а вовсе не потому, что им интересно то, что они учат, или из чувства удовлетворения, испытываемого при достижении результата. Так вырастают взрослые люди, которые не умеют найти удовлетворение в чем бы то ни было.
Итак, что следует говорить родителям, чтобы продемонстрировать, насколько они впечатлены достижениями детей и какую глубокую гордость испытывают за них, избежав при этом штампов, таких как «молодец, отличная работа»? Как выразить им свою поддержку и одобрение? Далее представлены восемь подходящих способов сделать это.
№ 1. Признавайте важность целей ребенка
Для начала узнайте о целях вашего ребенка. А затем дайте ему понять, что вы считаете их очень важными и значимыми.
Каждый человек стремится стать лучше в чем-то или глубже изучить интересующий его предмет. Дети в этом плане не отличаются от взрослых. Вы добьетесь лучшего результата, если сначала узнаете у ребенка о его целях, а затем сосредоточите на них свою похвалу.
Допустим, цель вашего ребенка заключается в том, чтобы улучшить концентрацию внимания на определенном задании.
Поэтому, вместо того чтобы хвалить его за успешный доклад по географии словами «Молодец, отлично!», вы можете сказать: «Здорово. Ты получил высший балл за тот доклад, над которым так сосредоточенно работал всю прошлую неделю? Ты действительно научился сохранять концентрацию и не бросать дела на полпути! Великолепно!».
№ 2. Сосредоточьтесь на одобрении усилий
Специалисты считают, что необходимо хвалить ребенка за усилия, которые он прикладывает, а не за достижения. Только так он сможет развивать решительность и настойчивость. Это называется мышлением роста. Дети, которых хвалят за усилия, а не за результат, больше заботятся о качестве получаемых ими знаний, чем дети, которых хвалят только за достижение успеха.
Одобряя усилия ребенка и сам процесс, вы хвалите его за то, что находится под его полным контролем. Результат никогда нельзя проконтролировать полностью. Можно изменить процесс, но никто не в силах изменить результат.
Вместо того чтобы сказать «Молодец», когда ребенок показывает вам дневник с отличными оценками, вы можете сказать: «Вот это да, малыш! Посмотри, как хорошо ты выучил математику! Ты приложил для этого много усилий и внимания».
№ 3. Вторьте ребенку
Вспомните то время, когда ваш ребенок был еще маленьким. Что он сказал, когда в первый раз построил из кубиков башню, которая не развалилась, или когда он впервые поднялся по лестнице на горку без вашей помощи? «Я сделал это!».
Дети умеют осознавать свои достижения. Не нужно говорить ребенку «Отличная работа, малыш!», когда он хорошо справился с чем-нибудь, это само собой разумеется. Вместо этого повторяйте то, что дети говорят с гордостью: «Ты сделал это!».
Нам не нужно расхваливать ребенка за достижения; мы просто должны признавать их. Вторя ребенку, вы учите его использовать в качестве мотивации собственное удовлетворение, а не одобрение извне. Это способствует повышению уверенности ребенка в себе, развивает его умение сосредотачиваться и принимать возможные риски.
В случае с оценкой ребенка по математике лучшим вариантом было бы сказать ему: «Это потрясающе, приятель. Ты получил по математике высший балл. Достойно уважения!», чем избитую фразу, «Отличная работа!».
№ 4. Похвала должна быть содержательной, со смыслом
Одна из самых больших проблем с выражением «хорошая работа» заключается в том, что слово «хороший» имеет много разных значений в разных контекстах. В контексте «Он сделал хорошее дело», слово «хорошее» означает «доброе или щедрое», а в контексте «У меня хорошие новости», слово «хорошие» означает «благоприятные». Специалисты определяют 19 различных контекстов, в которых слово «хороший» имеет более 19-ти разных значений. Это сводится к одному: когда мы говорим «хорошая работа», то оставляем похвалу полностью открытой для интерпретаций. Или, в отсутствие контекста, совершенно бесполезной.
В качестве альтернативы бессмысленной фразе «хорошая работа» нужно использовать содержательную похвалу, похвалу со смыслом. Эта похвала описывает достижение такими словами, что ребенок верит ее содержанию, признает ее и хвалит себя сам. Такая похвала подчеркивает конкретную фактическую информацию о том, как ребенок справился с работой, а не то, что он сделал ее хорошо.
Вот некоторые примеры такого рода похвал:
- «Ты очень быстро собрал этот паззл!».
- «Цвета на твоей картине очень яркие».
- «Ты самостоятельной нашел альтернативное решение этой задачи!».
- «Я заметил(а), что ты долгое время концентрировал свое внимание на этом реферате».
Содержательно хвалить можно не только то, что вы видите, но и то, что чувствуете.
- «Ты поднял мне настроение, когда помог сложить салфетки».
- «Игра доставляет большее удовольствие, когда мы все играем честно».
№ 5. Задавайте вопросы
Пусть ребенок станет вашим учителем. Когда вы задаете ему вопрос о его коллекции камней или о математическом уравнении, просто просите объяснить вам что-то, это заставляет ребенка гордиться своими знаниями и компетентностью.
Когда вы просите ребенка научить вас чему-то, это говорит ему о том, что вы признаете ценность его работы и интересов, и дает ему внутренний стимул не останавливаться на достигнутом, продолжая изучение. Роль эксперта также позволяет ребенку «признавать» свои усилия, а это, по мнению специалистов, является важной частью развития высокой самооценки.
№ 6. Благодарите ребенка
Разве это не великолепное чувство, когда кто-то говорит вам: «Спасибо»? Это слово объединяет признание усилий и содержательную похвалу. Когда кто-то говорит: «Спасибо!», он говорит: «Я высоко ценю и тебя, и твои поступки».
- «Спасибо, что помог мне развесить белье после стирки. Его было так много, что сама бы я долго возилась».
- «Спасибо за то, что ты подмел пол. Он просто сверкает чистотой».
- «Спасибо, что сдержался и не накричал».
«Спасибо» естественным образом заставляет нас переходить от надуманной, заурядной, основанной на вознаграждении похвалы за выполненное задание к искреннему выражению признательности за приложенные усилия. Такая похвала больше говорит о наших чувствах в связи с прикладываемыми другим человеком усилиями, чем о том, что этот человек получит в результате выполнения. Она позволяет нам высказывать нашу признательность и любовь позитивными словами.
Конечно, это особый вид похвалы, которая не подходит для любых ситуаций. Мы ведь не будем благодарить наших детей за простое выполнение повседневной школьной работы. Тем не менее не будет лишним иногда сказать своему ребенку: «Ты знаешь, мне очень нравится, что ты выполняешь домашние задания самостоятельно и ответственно. Спасибо! Это так хорошо, что мне не приходится постоянно беспокоиться о тебе».
№ 7. Будьте искренни и внимательны
Часть проблемы с фразой «Хорошая работа, молодец!» (а также близких к ней «Отличная попытка!» и «Продолжай в том же духе») заключается в том, что она является небрежной и поэтому по своей сути неискренней.
Часть искренности – это внимание. Лучшая похвала, которую вы можете выразить ребенку, это ваше безраздельное внимание. Ребенку не нужно, чтобы вы хвалили его за каждую мелочь, но когда он демонстрирует вам то, чем на самом деле гордится, отложите телефон и начните внимательно слушать своего малыша.
Обращайте внимание на то, что делает ваш ребенок, и ищите несколько способов выразить ему свою поддержку и одобрение, отличных от простого «Молодец!».
№ 8. Оценивайте ситуации позитивно
И последнее. Существуют ситуации, в которых вы хотите поддержать ребенка, но дела у него идут не очень хорошо. Когда он терпит неудачу, намного сложнее найти слова, которые не звучали бы стандартно, но при этом поддержали бы и воодушевили ребенка.
Позитивная оценка ситуации – это способ поговорить об успехах и неудачах в позитивном ключе. Метод позитивной оценки ситуации используется менеджерами успешных компаний, но почему бы не применять его по отношению к своим детям?
Мышление типа «Что я могу улучшить, исправить?» позволяет принимать неудачи более конструктивно, чем мысль «Как я мог?». Родителям важно говорить с ребенком о сложившейся ситуации (хорошей или плохой), искать в ней позитивные моменты, обсуждать то, что следует улучшить или исправить, а также то, как действовать в подобной ситуации в следующий раз, чтобы результаты становились лучше и лучше.
Это отличный способ научить детей контролировать то, что в их силах. Они учатся анализировать процесс, развивают навыки критического мышления и получают ваше одобрение.
Помните о том, что дети хорошо знают те моменты, когда мы что-то говорим просто ради того, чтобы сказать. Они знают, когда наше внимание приковано к телефону или новостям по телевизору. Зрительный контакт, активное слушание, заинтересованный тон и использование описательных подробностей – все это вместе передает честность, подлинность и искренность нашей высокой оценки усилий ребенка.