Для того чтобы научить маленького ребенка основам чтения и письма, не обязательно садиться рядом с ним и обучать чему-то конкретному. Специалисты твердо верят, что в 2, 3 и 4 года ребенок получает все необходимые ему (к тому моменту) знания с помощью игр, занимательных приключений и чтения книг родителями. Конечно, если ребенок проявляет инициативу и просит вас рассказать ему что-то или чему-либо научить, нельзя упускать такую возможность.
В этом возрасте одно из интереснейших занятий для детей – «рисование слов». Сначала ребенок выбирает случайные слова, например, «качели» или «дом», а затем сосредотачивается исключительно на своем имени. Он начинает интересоваться, как выглядит его имя написанным и как писать другие имена. Исследование своего имени – это забавный и практичный способ обучения ребенка алфавиту. Вот несколько упражнений, которые особенно нравятся детям.
- Буквы-штампы – в продаже есть специальные наборы детских штампов с буквами алфавита, но вы можете легко изготовить их самостоятельно, вырезав и наклеив буквы из пенопласта на пробки от бутылок. Сначала дайте ребенку только штампы с буквами его имени и, конечно, бумагу и штемпельную подушку, затем усложняйте задание и давайте другие буквы.
- Буквы-магниты – особенно хороши наборы, которые содержат и заглавные, и строчные буквы, но, в принципе, подойдут любые (можно даже изготовить их самому с помощью букв из игры «Эрудит» или тех же букв из пенопласта). Просто положите необходимые буквы в чашку неподалеку от магнитной доски, и пусть ребенок играет ими, когда ему хочется.
- Печать на компьютере – родители редко практикуют такое занятие, так как обычно еще не разрешают малышам пользоваться компьютером. Просто откройте пустой документ в текстовом редакторе, выберите подходящий шрифт, сделайте большой размер шрифта и позвольте ребенку выбрать цвет букв. Затем пусть ребенок ищет буквы своего имени на клавиатуре. Когда ребенок найдет начальную букву, научите его переключать регистры строчных и заглавных букв, поскольку имена пишутся с заглавных букв.
- Игра в буквы на доске из войлока – дети обычно любят доски из войлока, им нравится играть на них. Вы можете приобрести готовую доску и набор букв алфавита или изготовить их сами.
- Игра в буквы с помощью конструктора – вы можете написать буквы имени вашего ребенка прямо на частях конструктора (и кубиках) или приклеить на них этикетки/наклейки с буквами. Это занятие просто замечательное, потому что ребенок может составлять свое имя из частей конструктора как по горизонтали, так и по вертикали.
- Буквы на соли – это один самых любимых способов родителей научить детей писать буквы. Для этого занятия можно использовать большие плоские тарелки или прямоугольный кухонный поднос. Просто насыпьте на него слой соли и попросите ребенка использовать свой палец в качестве карандаша, чтобы написать им свое имя. В качестве наглядного примера вы можете написать имя ребенка на карточке и поставить перед ним для ориентира. Стоит немного встряхнуть поднос или тарелку – и поле для письма снова становится чистым.
- Рисование водой на доске – это, наверное, самое любимое занятие маленьких детей. Просто напишите печатными буквами имя ребенка мелом на доске и дайте ему кисточку и стакан с водой, чтобы он мог рисовать поверх написанного. Когда малыш проводит мокрой кисточкой по буквам, они «исчезают», что очень забавно и весело.
- Прорисовывание букв маркером – это, пожалуй, самое простое из упражнений. Вы пишете печатными буквами имя ребенка, а он копирует их (пишет по ним сверху или обводит их контуры) более темным фломастером или карандашом. Вы можете представить, что ваши линии это дорога (или гоночная трасса), а маркер – это автомобиль, и, конечно, нельзя допустить, чтобы он сошел с дороги.
- Ячейки для букв – кто-то любит учить детей писать буквы на чистой бумаге, а кто-то предпочитает более структурированное обучение. Нарисуйте два ряда ячеек (клеточек), запишите буквы имени ребенка в верхнем ряду и попросите его заполнить все нижние ячейки. Это позволяет ребенку сосредоточиваться на каждой букве отдельно.
Многие из этих упражнений дети захотят повторять снова и снова. Но затем они попросят вас придумать что-то новенькое, поэтому уже сейчас вам стоит подумать об идеях использования спагетти, прищепок, камней, формочек для печенья, бус, кубиков и даже кресел-мешков.