Уже в двухлетнем возрасте дети способны приступить к изучению названий цветов и эффективно использовать образовательные способности своего головного мозга. Так как же научить их различать цвета?
При обучении детей такому абстрактному понятию, как цвет, очень важно понимать суть этого процесса. Чтобы дети научились различать цвета, они должны аккумулировать сотни информационных фрагментов, которые помогут им разобраться в концепции цвета.
При этом в значительной мере им помогает анализ того, чем цвет не является, т. е. так называемые «отрицательные примеры». Когда вы показываете ребенку яблоко и говорите, что оно зеленого цвета, малыш может запомнить его форму и решить, что именно она подразумевается под словом «зеленый». Поэтому необходимо показывать также яблоко другого, не зеленого цвета.
- С помощью примеров мы должны помочь нашим детям узнать, что цвет не имеет формы. Зеленым могут быть яблоко, ткань или лист.
- С помощью примеров мы должны помочь нашим детям узнать, что цвет не имеет размера. Зеленый предмет может быть маленьким, большим и даже огромным.
- С помощью примеров мы должны помочь нашим детям узнать, что цвет можно видеть как снаружи, так и внутри. Предмет зеленого цвета может висеть на дереве и стоять в шкафу.
- С помощью примеров мы должны помочь нашим детям узнать, что цвет может иметь различную текстуру. Предмет зеленого цвета может быть гладким (яблоко) или неровным (трава).
Вы улавливаете мысль?
Каждый раз, когда вы показываете ребенку что-то зеленое, но с разными качествами, вы улучшаете и расширяете его понимание концепции цвета. Чем больше примеров вы демонстрируете детям, тем лучше они научатся различать цвета.
Обучать детей распознавать цвета – довольно простая задача, для ее осуществления нужны лишь настойчивость и многократные повторения – два навыка, которых вам будет вполне достаточно.
Как научить детей различать цвета
1. Когда вы показываете что-то, скажем, красный воздушный шарик, используйте слово «цвет» вместе с названием предмета. Вместо того чтобы говорить «Это красный», лучше сказать «Это шарик красного цвета».
2. Не проверяйте детей на знание цветов, прежде чем вы закончите их изучение. Это может побудить их отказаться от дальнейшего обучения и отвратить от него.
3. Когда вы учите детей распознавать цвета, помните, что рецептивная речь (понимание устной или письменной речи) должна предшествовать экспрессивной речи (речевому высказыванию). Т. е. дети учатся указывать правильный цвет задолго до того, как смогут назвать его вслух. (Например, когда вы находитесь в начале процесса обучения, попросите ребенка собрать все предметы синего цвета. Если он не уверен, покажите ему несколько таких предметов, чтобы он поняли, о чем идет речь.)
4. Придерживайтесь основных цветов – красного, синего, желтого, черного и белого, а уже потом начинайте добавлять другие цвета.
5. Лучше посвящать время изучению каждого цвета по отдельности. Замечательно помогают недели, посвященные определенному цвету, – «Зеленая неделя» или «Синяя неделя», например. Чем больше вы повторяете изучение одного цвета, тем лучше, а неделя дает вам возможности знакомить ребенка с определенным цветом большое количество раз.
6. Понятие цвета закрепляется в голове ребенка лучше, если он познает этот цвет различными способами. При изучении цвета дети могут познавать и определять цвета с помощью всех чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, и чем больше познавательного опыта они получают, тем легче запоминают цвета. Будьте изобретательными и придумывайте необычные идеи обучения.
Советы о том, как обучить детей распознавать цвета, используя «недели цвета»
1. На «цветной неделе» одевайте детей в одежду соответствующего цвета.
2. Готовьте желе цвета недели.
3. Используйте тарелки цвета недели.
4. Учите детей заворачивать подарки в упаковочную бумагу цвета данной недели.
5. Используйте чашки цвета недели.
6. Растворите немного пищевого красителя в воде, когда ребенок принимает ванну, или просто купите цветную пену для ванн (она, кстати, тоже содержит пищевой краситель).
7. Пусть дети вырезают фигурки из бумаги цвета недели.
8. Пейте соки цвета недели.
9. Пеките кексы с добавлением пищевого красителя цвета недели. Если у ваших детей нет серьезной аллергии на пищевые красители, их небольшое количество не повлияет на здоровье малышей, но зато принесет большую пользу при обучении.
10. Когда вы учите ребенка красному цвету, ешьте клубнику, малину и т. д.
11. Во время «черной недели» ешьте чернику и изготавливайте из нее различные сладости, а также ешьте черный кунжут или выбирайте маленькие черные семена из хлеба.
12. Во время «коричневой недели» ешьте шоколад.
13. Просите детей подыскать в вашем гардеробе одежду того цвета, который вы изучаете на этой неделе.
14. Во время каждой «цветной недели» просите детей вырезать из журналов фрагменты изображений этого цвета.
15. Во время «синей недели» играйте с водой и рассказывайте о существах, живущих в море и океане.
16. Изготавливайте помпоны или несложные мягкие игрушки того цвета, который вы изучаете на этой неделе.
17. Во время «оранжевой недели» ешьте мандарины, апельсины и морковь.
18. При изучении синего цвета пусть дети рисуют карандашами и ручками синего цвета.
19. Когда вы изучаете с детьми цвета, называйте следующие сравнения: «Желтый, как солнце», «Синий, как небо», «Коричневый, как ствол нашей яблони».
20. Когда вы изучаете красный цвет, пусть дети играют с помадой и оставляют на бумаге следы от поцелуя накрашенными губами.
21. Во время «зеленой недели» ешьте зеленые яблоки и огурцы.
22. Во время «коричневой недели» делайте с детьми овсяное печенье.
23. Когда вы изучаете зеленый цвет, выходите на улицу и собирайте зеленые листья.
24. Во время «красной недели» ешьте арбузы и помидоры.
25. Когда вы изучаете желтый цвет, используйте карандаши и маркеры желтого цвета.
26. Если у вас есть простыня цвета, который вы изучаете с ребенком на этой неделе, сделайте из нее палатку, «волшебную» накидку или скатерть для пикника.
27. Во время «белой недели» делайте оригами из белой бумаги и готовьте с детьми рис.
28. Используйте детский лак для ногтей цвета недели. Девочки любят лак для ногтей, и вы можете приобрести его самых разных цветов.
29. Когда вы изучаете красный цвет, говорите о любви и вырезайте сердечки из красной бумаги.
30. Во время каждой цветной недели играйте в игру «Я заметил что-то… цвета», а остальные игроки должны угадать предмет.
31. Во время «коричневой недели» делайте шоколадные пирожные.
32. Во время «коричневой недели» рисуйте рисунки различными оттенками коричневой краски.
33. Во время «желтой недели» купите и съешьте ананас, сделайте с детьми лимонад.
34. Во время каждой цветной недели используйте самоклеящиеся этикетки соответствующего цвета.
35. Во время «зеленой недели» ешьте листья салата и зеленый виноград.
36. Во время «красной недели» ешьте красный болгарский перец.
37. Во время «розовой недели» купите розовую сладкую вату.
38. При изучении цветов сядьте вместе с детьми, просмотрите журналы и обсудите предметы различных цветов.
39. Во время «красной недели» ешьте помидоры черри.
40. Во время «красной недели» попросите ваших детей собрать все красные части конструктора (делайте то же самое с каждым цветом на каждой цветной неделе).
41. Во время каждой цветной недели пусть дети рисуют аэрозольными красками на улице (под вашим присмотром).
42. При изучении цветов приносите из библиотеки книги с богатыми иллюстрациями или альбомы с репродукциями картин великих художников.
43. Во время «зеленой недели» говорите о природе и растениях и высаживайте их на вашем приусадебном участке.
44. Во время «светло-коричневой недели» говорите о песке и играйте в песочнице.
45. При изучении цветов пусть дети рисуют кисточками и пальцами, используя цвет этой недели.
46. Во время «коричневой недели» положите картофель в воду и наблюдайте, как он прорастет.
47. При изучении цветов вы можете раскрасить соль и красиво засыпать ее в баночку.
48. Во время «зеленой недели» используйте ручку с зеленой подсветкой.
49. Принесите домой мороженое того цвета, который вы изучаете на этой неделе.
50. Во время «зеленой недели» ешьте авокадо.
51. Во время «желтой недели» ешьте бананы и делайте из них разные съедобные поделки.
52. Сделайте тесто цвета соответствующей недели, и пусть ваш малыш играет с ним.
53. Покажите ребенку различные оттенки одного цвета и попросите его нарисовать как можно больше оттенков красного, зеленого и других цветов.
54. После изучения отдельно черного и белого цветов организуйте черно-белый день.
55. В «черно-белый» день рассказывайте о зебрах, енотах, пандах.
56. В «черно-белый» день принесите черную и белую ткань и дайте ребенку поиграть ее кусочками.
57. В «черно-белый» день вырезайте фигурки из черной бумаги и приклеивайте их на белый лист.
58. Во время «серой недели» говорите о серых облаках, слонах и носорогах, посмотрите также мультфильм «Дамбо».
59. Когда вы закончите знакомить ребенка со всеми цветами, расскажите ему о серебряном и золотом цвете и о соответствующих видах металлов.
60. При изучении серебряного и золотого цветов используйте монеты.
61. Во время «золотой недели» ешьте шоколадные конфеты в форме монет.
62. При изучении серебряного и золотого цветов покажите детям ювелирные изделия из серебра и золота.
63. Когда ребенок выучит все цвета, проводите занятия на тему о радуге – используйте рассказы, рисунки, познавательную информацию, опыты по «созданию» радуги.
64. Когда ребенок выучит все цвета, играйте в игру «Я заметил что-то… цвета», используя различные цвета (а не только какой-то один).
65. Когда ребенок выучит все цвета, смешивайте их – смешайте тесто разных цветов (подкрашенное пищевыми красителями) и посмотрите, какой цвет получится в итоге.
66. Когда ребенок выучит все цвета, смешайте соки разного цвета и посмотрите, какой цвет получится.
67. Когда ребенок выучит все цвета, расскажите ему о хамелеонах.
68. Когда ребенок выучит все цвета, делайте вкусные коктейли с сиропами и фруктовыми соками в прозрачных стаканах, чтобы наслаждаться разнообразием различных красок.
69. Когда ребенок выучит все цвета, играйте с разноцветными мячами. Когда вы бросаете или ловите мяч, то должны назвать его цвет.
70. Когда ребенок выучит все цвета, выпекайте хлеб или пироги с разноцветной посыпкой.
Помните: чем больше вы говорите о цветах, тем легче будет мозгу вашего ребенка запомнить и зафиксировать для себя данную информацию и затем, соответственно, эффективнее ее использовать.
Дети не могут научиться распознавать цвета самостоятельно. Они наблюдают цвета и изучают их вместе с родителями или воспитателями. При этом дом и семья – это прекрасное место, чтобы познакомить малышей с палитрой всевозможных цветов. Чем раньше ваши дети изучат цвета, чем сильнее в их мозге разовьются соответствующие нейронные связи, и тем более развитыми они будут в целом.