Ваш ребенок только недавно начал читать. Перед сном вы укладываете его в кровать, и он с вдохновением приступает к чтению вам короткого рассказа. Неизбежно ему попадается трудное слово, например, «признательность». Ребенку требуется некоторое время, чтобы правильно его прочесть. Затем он говорит: «Папа, разве ты не рад, что я так хорошо справился с этим словом? Мне кажется, я прямо чувствую, как растет мой мозг». Таким образом, ребенок озвучивает явные признаки «мышления роста» (ориентации мышления на развитие).
Исследования показывают, что нужно хвалить ребенка не за то, что ему уже хорошо удается, а за упорство при преодолении трудностей. При этом важно обращать внимание детей на то, что мозг развивается непосредственно в процессе такого рода «борьбы».
Развитие у ребенка мышления, направленного на обучение, может быть гораздо важнее, чем все обучение вместе взятое.
Исследователи обнаружили, что мозг похож на мышцу, и чем больше он используется, тем мощнее становится. Также они пришли к выводу, что нейронные связи формируются и расширяются быстрее, когда мы совершаем ошибки при выполнении сложных заданий, а не при постоянных успехах, выполняя легкие задания. Это значит, что наши умственные способности подлежат развитию, и лучший способ развивать интеллект – это выполнять сложные задания, при выполнении которых можно потерпеть неудачу.
Тем не менее, не все это понимают. Специалисты, десятилетиями изучающие направленность человеческого мышления на обучение, утверждают, что большинство людей придерживаются одного из двух типов мышления: фиксированного мышления либо «мышления роста».
Сторонники фиксированного типа мышления ошибочно полагают, что люди бывают либо умные, либо нет, и что интеллект фиксируется на генном уровне. Люди с «мышлением роста» правильно считают, что способности и интеллект можно развить с помощью усилий, борьбы (преодоления) и неудач. Специалисты обнаружили, что люди с фиксированным мышлением, как правило, сосредоточивают свои усилия на заданиях, при выполнении которых они имеют высокую вероятность успеха, и избегают заданий, выполняя которые им, возможно, придется побороться, что, соответственно, ограничивает их обучение. Люди с «мышлением роста» принимают вызов и понимают, что упорство и усилия могут изменить результаты обучения. Как вы понимаете, это соответствует тому, что последняя группа более активно заставляет себя преодолевать трудности и интеллектуально развивается.
Хорошей новостью является то, что типу мышления можно обучить, оно податливо. Завораживает то, что исследователи разработали методы, так называемые «интервенции мышления роста», которые продемонстрировали, что даже небольшие изменения в общении или, казалось бы, безобидные комментарии могут иметь довольно долгосрочные последствия для развития мышления человека. Например, хвалить процесс («Мне очень нравится, как ты бился над решением этой задачи»), а не врожденные способности или талант («Ты такой умный!»), – это один из способов укрепить «мышление роста». Похвала процесса подчеркивает усилия; похвала таланта укрепляет человека во мнении, что он достиг успеха (или не достиг) только благодаря своим врожденным качествам. Это было доказано на примере: студенты начали тратить больше времени на учебу после того, как оценили их упорство и настойчивость, что только подтверждает тот факт, что мозг обладает определенными свойствами мышц.
Интернет – это сбывшаяся мечта для человека с «мышлением роста». Сейчас существует беспрецедентный доступ к бесконечным материалам о развитии. Тем не менее, современное общество не сможет в полной мере воспользоваться этим преимуществом, пока в нем не будет превалировать «мышление роста». Что, если активно попытаться изменить эту ситуацию? Что, если бы мы начали использовать все средства, имеющиеся в нашем распоряжении, чтобы применять метод интервенции «мышления роста» по отношению ко всем, кто нам дорог? Это предполагает определенный способ общения со своим ребенком, способ управления подчиненными на работе, то, как вы изучаете новый язык или инструмент. Если общество в целом начнет признавать необходимость преодолевать трудности при обучении, вкладывая в него усилия, раскрытию глобального человеческого потенциала не будет конца.
А теперь сюрприз. Читая эту статью, вы уже проходите первую половину «интервенции мышления роста». Исследования показывают, что, только подвергнув человека исследованию (например, знанию, что мозг эффективнее развивается при неправильном ответе на вопрос, чем при правильном ответе), можно начать менять направленность мышления. Вторая половина интервенции заключается в том, что вы должны поделиться этими исследованиями с другими людьми. Т. е. когда ваш ребенок или кто угодно спросит вас об обучении, расскажите им только одно: если человек прикладывает усилия и совершает ошибки, он может научиться чему угодно.
Салман Хан, основатель Академии Хана