Задержки в развитии речи у малышей – Развитие ребенка

Каждый родитель с предвкушением и волнением ожидает услышать первые слова своего малыша. Абсолютных нормативов в данном вопросе нет, но все же считается, что ребенок начинает внятно произносить первые слова (у него появляется речь) в период от 14 до 18 месяцев (при этом не имеется в виду лепет, слоги и т.д.). Конечно, есть дети, которые начинают говорить чуть раньше, а есть дети, для которых этот период наступает позже.

Если наблюдается «отсрочка» в 2-3 месяца, беспокоиться не о чем. Часто бывает так, что ребенок, у которого лучше развита двигательно-моторная сфера, медленнее учится говорить (и наоборот). Однако если двухлетний ребенок не произносит ни единого слова, у родителей уже есть основания для беспокойства.

Как показывают результаты новых исследований, проведенных в Великобритании, в настоящее время у детей все чаще и чаще происходят задержки в развитии речи. Так, согласно данным последнего исследования, 22% мальчиков и 13% девочек имеют трудности с обучением речи. Но задержки бывают и достаточно большими: 4% детей не говорят до окончания 3-го года жизни.

Как помочь ребенку в развитии речи?

Прежде всего, необходимо обратиться к логопеду, который определит характер трудностей, возникших у вашего малыша. Тем не менее, одной лишь помощи логопеда недостаточно. Родители тоже должны интенсивно поработать с ребенком, чтобы помочь его речи развиться побыстрее. Что им при этом делать?

  • Поощряйте высказывания, задавая вопросы и разговаривая с ребенком. Именно частое общение с ребенком и способствует развитию речи в первую очередь! При этом необходимо избегать каких-либо сюсюканий, а говорить четко и неторопливо. Стоит обращать внимание также на то, чтобы употреблять известные ребенку слова и следить за их разнообразием.
  • Не обрушивайте на ребенка поток слов — слишком быстрая речь родителей приводит к тому, что малыш не может извлечь определенных слов из ее потока.
  • Окружите ребенка речью — читайте ему на ночь, разговаривайте с собой при ребенке (комментируя свои действия, например), включите ребенку аудио сказки. Но не стоит усаживать его перед телевизором – это плохая идея. Слишком большой информационный шум приводит к тому, что ребенок не может сосредоточиться на словах, которые слышит.
  • Предоставьте ребенку пространство для собственных высказываний. Если игнорировать то, что говорит ребенок, не слушать его или просить замолчать, то это приведет к тому, что ваш малыш просто замкнется на «апробации» своих способностей к речи и приостановит развитие.
  • Не перебивайте. Если ребенок начинает говорить, родители должны выслушать его до конца, не перебивая, проявив уважение к его словам и давая понять, что понимают, о чем хотел сказать их малыш.
  • Демонстрируйте ребенку хорошие примеры произношения — если мы сюсюкаем, говорим слогами («ба», «гав» и т.п.) либо произносим слова медленнее, чем обычно, в таком случае нам не стоит удивляться, если ребенок будет совершать языковые ошибки.
  • Позволяйте своему малышу общаться с другими сверстниками. И хоть ребенок может начать произносить слова с ошибками, которые совершают другие дети, контакт со сверстниками будет стимулировать его к вербальной коммуникации.
.