Компоненты помощи ребенку с дислексией – Развитие ребенка

Дислексия – это специфическое расстройство, при котором ребенок испытывает трудности с распознаванием и написанием слов, а также с пониманием их смысла. Люди, не страдающие дислексией, быстро обрабатывают слова и автоматически улавливают значение слова в процессе чтения. Люди, страдающие дислексией, наоборот, читают медленно, с трудом улавливают смысл и склонны допускать ошибки при чтении.

Дети с дислексией могут научиться читать, однако это потребует немало времени. Для этого нужен системный подход; обучение должно основываться на предыдущем опыте ребенка и проходить поэтапно. Каждому ребенку необходимо давать индивидуальные задания, соответствующие его возможностям и способностям.

Чтобы научить чтению ребенка с дислексией, необходимо развить у него навыки понимания текста в соответствии с его речевыми навыками и уровнем восприятия. Для этого ребенку следует давать четкие указания. Ребенок-дислексик не поймет того, что не было сказано, поэтому его обучение должно основываться на уже изученном материале.

Как и в случае со многими расстройствами, вызывающими трудности в обучении, дислексия имеет множество проявлений, поэтому к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Чтобы обучение проходило эффективно, родители или учитель должны понимать возможности каждого ребенка, хорошо знать правила языка и строить обучение на принципах индивидуальности, четкости и системности.

Ключевые компоненты обучения чтению

Ученые утверждают, что чтение основывается на двух основных процессах: расшифровке (способности понимать, как буквы соотносятся со звуками) и понимании содержания. Развитие этих навыков и является целью обучения чтению.

Фонематическое восприятие. Наша речь состоит из различных элементов: фраз, предложений, слов, слогов, звуков или фонем. Фонематическое восприятие – необходимое условие для того, чтобы научиться чтению. Это восприятие звуков речи и чувствительность к ним. Чувствительность дает понимание того, составляют ли звуки какое-либо слово или это просто набор звуков. Например, слово «кот» состоит из трех звуков — /к/, /о/, /т/. Если произнести это слово без /т/, это будет просто набор звуков.

Когда ребенок сможет составлять слова из трех-четырех звуков (кот, крот и т. д.), он готов к изучению «алфавитного принципа» языка, который заключается в соответствии звуков и букв.

Понимание того, что буквы алфавита, расположенные на странице в случайном порядке, соответствуют звукам, из которых состоят слова – крайне важно для обучения чтению. Буквы в словах не всегда соответствуют звукам. В русском языке 33 буквы, 43 звука и множество способов передавать эти звуки на письме.

Чем больше у ребенка развито фонематическое восприятие, тем эффективнее будет его обучение чтению.

Четкое произношение. В процессе обучения родители или учитель должны показывать связь между произношением и написанием слов, демонстрировать правила произношения, объяснять систему письма (в том числе происхождение слов, значение корней, приставок и суффиксов).

Беглость. Это быстрое, правильное чтение с использованием правильных словесных форм, интонации и выразительности. Чтобы хорошо воспринимать речь, понимать сложные языковые конструкции и делать выводы, ребенок сначала должен научиться точно и быстро читать отдельные слова. В средних классах дети умеют читать в среднем около 10-ти миллионов слов, в то время как дети с расстройствами обучения умеют читать менее 100 тысяч слов.

Восприятие текста и словарный запас. Восприятие текста связано с пониманием его элементов. Словарный запас предполагает понимание значений слов и способность употреблять слова в устной и письменной речи.

Чтение развивает словарный запас. Из-за того, что дети, страдающие дислексией, меньше читают и имеют дело с меньшим количеством слов, словарный запас у них меньше, хотя речевые навыки могут быть развиты хорошо. Даже если дети хорошо воспринимают речь на слух, навыки чтения у них развиты слабо – они читают медленно и допускают ошибки.

Если у ребенка есть проблемы с восприятием, прежде всего, необходимо выяснить их причину. Возможно, у ребенка плохо развиты навыки расшифровки, восприятия или он не понимает сложные языковые конструкции. Обучение ребенка чтению должно быть направлено на устранение данной причины.

Увеличение словарного запаса, знание значений слов и активная работа с содержанием текста – все это также может улучшить восприятие. Обучение ребенка с расстройствами чтения занимает длительное время. Дети, страдающие дислексией, способны к обучению, но учить их нужно тщательно и систематично.

Рекомендации для родителей

  • Окружите ребенка чтением. Читайте ему вслух выразительно и с интонацией. Позволяйте ему самому читать всё, что он пожелает и когда пожелает. Позвольте ребенку читать вслух, деликатно и мягко поправляйте его в случае неправильного произношения. Во время поездок в машине слушайте аудиокниги. Сделайте для ребенка чтение позитивным занятием.
  • Развивайте скорость чтения. Давайте ребенку читать короткий отрывок несколько раз, засекая время чтения. Детям нравится улучшать свои результаты, а повторение помогает сделать чтение более беглым.
  • Развивайте словарный запас. Спрашивайте у ребенка, какие новые слова он выучил за день. Расскажите значения новых слов или посмотрите их вместе с ребенком в словаре. Составьте предложения с новыми словами. Поиграйте с ребенком в игру, кто сможет составить больше предложений с новым словом. Составьте список новых слов и ежедневно дополняйте его.
  • Играйте в игры. Игровые формы обучения особенно эффективны для маленьких детей. Хлопайте в ладоши, чтобы ребенок смог посчитать, сколько слогов в слове. Разбейте слово на звуки, а потом опять составьте из них слово. Обращайте внимание на повторяющиеся звуки в словах песен и стихов.
  • Используйте электронные устройства, компьютерные приложения, электронные обучающие игры и веб-сайты.

Рекомендации для родителей и учителей

Родителям следует постоянно общаться с учителями, чтобы убедиться в том, что выбранные принципы и стратегии обучения применяются и в школе.

  • Обучение должно быть понятным, интенсивным, систематическим, поддерживающим и приспособленным к условиям школы. В процессе обучения необходим индивидуальный подход. Особое внимание следует уделять мотивации ребенка. Учитель должен ставить перед собой цель повышать число позитивных контактов с учеником в процессе обучения в течение дня.
  • Дети лучше обучаются в малых группах (до трех человек), чем в больших группах или в классе.
  • Убедитесь, что учитель владеет методикой обучения чтению детей с дислексией. В противном случае ему необходимо будет пройти специальную подготовку или проводить занятия в присутствии специалиста.
  • Перед непосредственно чтением проводите вступительную часть занятия. Сопоставляйте прочитанное в книге с реальным опытом детей. Используйте картинки, игрушки, различные предметы для обсуждения содержания текстов.
  • Увеличивайте словарный запас детей, используя новые слова в повседневной речи. Выбирайте наиболее употребляемые слова. Используйте новые слова в устной речи и на письме, следите за тем, чтобы дети «осваивали» их, используя в устной речи и на письме. Важно уделять внимание как правильному произношению слов и интонации при чтении, так и изучению новых слов, их корней, приставок, суффиксов. Обращайте внимание на различные значения слов, фигуры речи, синонимы и омонимы. Закрепляйте полученные знания.
  • Изучайте правила орфографии и исключения из них.
  • Ребенок должен читать учебные тексты, соответствующие его уровню развития. Чтение одних и тех же слов в различных контекстах позволит ему развить скорость чтения и увеличить словарный запас. Используйте упражнения на скорость чтения и повторение одних и тех же слов, чтобы развить у ребенка беглость речи.
.