Грамотная похвала для формирования характера – Развитие ребенка

В последние несколько лет активно ведутся дискуссии о том, есть ли у современных детей здоровая самооценка. Некоторые утверждают, что родители просто не могут переусердствовать, развивая детскую самооценку, поскольку сложности современного мира зачастую разрушают ее. Хулиганы, строгие учителя, беспощадные тренеры и будущие боссы прилагают огромные усилия, чтобы самолюбие ребенка не стало чрезмерным.

Другие же настаивают на том, что слишком большое количество похвал делает детей избалованными. Они считают, что современные дети воспитываются в мысли о том, что они великолепные, прекрасные и лучшие во всем; и утверждают, что родители должны уменьшать чрезмерное количество похвал.

Правда заключается в том, оба аргумента заслуживают внимания. Хотя похвала – это обычно здоровая часть воспитания детей, просто купать детей в потоках восхвалений не всегда полезно. Но, если использовать похвалу правильно, она помогает формировать характер ребенка и не раздувает его самолюбие.

Далее представлены пять способов использования похвалы как инструмента формирования и развития здорового характера.

1. Хвалите желание ребенка принимать во внимание и считаться с чувствами других людей

  • Ситуация: на детской площадке друг вашего ребенка уронил бутерброд на землю, и ваш ребенок поделился с ним половиной своего бутерброда.
  • Похвала, способствующая чрезмерному самолюбию: «Великолепно, что ты всегда такой щедрый со всеми».
  • Похвала, которая воспитывает характер: «Хорошо, что ты предложил половину бутерброда другу. Это заставило его улыбнуться».

Похвала за «безграничную щедрость» делает акцент на получении награды от вас.

Кроме того, маловероятно, что ваш ребенок щедр всегда и со всеми. Указывая на то, что этот поступок заставил друга улыбнуться, вы объясняете ребенку, что щедрость проявляют для того, чтобы делать добро другому человеку, а не чтобы получить похвалу от взрослого. Этот тип похвалы призывает ребенка поступать правильно даже тогда, когда взрослый не наблюдает за ним.

2. Хвалите ребенка за усилия, а не за результат

  • Ситуация: ребенок показывает вам итоговый табель, где стоят только отличные оценки.
  • Похвала, которая раздувает самолюбие: «Ты такой умный ребенок. Ты всегда получаешь самые высокие оценки».
  • Похвала, которая формирует характер: «Мне нравится, что ты усердно поработал в этом году. Твои усилия явно приносят свои плоды».

Высокая оценка результатов акцентирует внимание на конечном продукте. Это может стимулировать ребенка делать лишь то, в успехе чего он заведомо уверен. Оценивая его усилия, вы показываете, что тяжелая работа более ценна, чем получение хороших оценок.

3. Хвалите способность ребенка учиться на ошибках

  • Ситуация: ребенок перешел в математический класс, старается изо всех сил и сегодня получил хорошую оценку за контрольную работу.
  • Похвала, способствующая чрезмерному самолюбию: «Ух ты, ты хорошо написал контрольную. Отличная работа! Я знала, что ты сможешь повысить свои оценки».
  • Похвала, которая воспитывает характер: «Ты изо всех сил старался преуспеть в математике, не сдавался и учился на своих ошибках. Это важно, потому что иногда в жизни бывают сложные вызовы, и мы должны уметь кропотливо работать, чтобы справляться с ними».

Хваля ребенка за то, что он сдал контрольную, вы лишь косвенно указываете на важность успеха. А высокая оценка того, что ребенок сумел извлечь урок из своих прошлых ошибок, напоминает ему о том, что ошибки предлагают возможность для обучения. Важно также преподать ребенку несколько жизненных уроков о тяжелой работе и преодолении жизненных трудностей, придерживаясь верности собственным принципам.

4. Хвалите ребенка за уважительное поведение

  • Ситуация: ребенок продемонстрировал отличное спортивное поведение во время футбольного матча.
  • Похвала, способствующая чрезмерному самолюбию: «Ты сегодня классно играл!».
  • Похвала, которая воспитывает характер: «Ты сегодня показал хорошее спортивное поведение. Ты жал руки ребятам из другой команды, не возмущался, когда свистел судья, и помогал подниматься соперникам, когда случайно задевал их. Это самая важная часть командной игры».

Когда вы говорите что-то вроде «Ты классно играл», ребенок может даже не знать, что вы имеете в виду. Добавьте конкретики в свою похвалу, чтобы он понимал, за что вы его хвалите. Вместо того чтобы просто хвалить ребенка за его навыки или таланты, отметьте то, как замечательно он вел себя по отношению к другим людям, и обсудите, как это повлияло на них. Способность ребенка вести себя уважительно гораздо важнее, чем победа или поражение в соревновании.

5. Хвалите ребенка за упорную работу

  • Ситуация: ребенка выбрали в школьную футбольную команду, а вы этого не ожидали.
  • Пример похвалы: «Ничего себе, ты нас удивил. Мы не ожидали, что ты попадешь в команду, когда у тебя такие сильные конкуренты».
  • Похвала, которая воспитывает характер: «Тренер, наверное, заметил, как усердно ты работал на тренировках, и решил, что ты заработал свое место в команде».

Не делайте обидных, колких комплиментов, указывающих ребенку на его недостатки, и не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это может побудить в нем стремление быть «лучше всех». Вместо этого хвалите его за усилия и дайте ясно понять, что да, иногда усилия окупаются, но не давайте ребенку нереалистичных ожиданий. Четко объясните, что тяжелая работа не всегда равнозначна успеху, и хвалите ребенка тогда, когда он демонстрирует готовность прийти в себя после неудач.

Конечно, проще хвалить ребенка за его особенности и достижения, чем делать акцент на жизненных уроках, формирующих характер. Но если вы поищите, то найдете множество возможностей для высокой оценки поведения и усилий вашего ребенка и научите его этим важным урокам.

.