Родители и учителя единодушны в том, что совместное чтение с детьми – это важный шаг на пути к будущей грамотности. Но история на этом не заканчивается. Все больше исследований говорят о том, что то, как мы читаем с детьми, так же важно, как и то, что именно мы читаем.
И в этом контексте в последнее время все больше внимания уделяется принципу «душевной теплоты и отзывчивости», используемому по отношению к ребенку. При этом теплота обычно определяется как демонстрация привязанности, положительное подкрепление и в целом положительное влияние на детей, тогда как отзывчивость имеет больше общего с выяснением того, в чем особо они нуждаются и затем предоставлении этого.
Воспитатели детского сада, например, данный принцип реализуют очень просто: самого маленького малыша усаживают на колени во время чтения книги, а также выбирают такие книги, которые открывают широкие возможности для диалога с ребенком.
И хотя преимущества того, чтобы проявлять по отношению к детям душевную теплоту и отзывчивость кажутся очевидными, исследования показали, что они способны быть еще более значимыми, чем считалось ранее. Непрерывно появляются свидетельства, что применение такого принципа дома и в школах помогает поддерживать социальное развитие детей, которое, в свою очередь, способствует когнитивному развитию (включая развитие интеллектуальной сферы). Причем изменения в отношении к детям в сторону «теплоты/отзывчивости» способствуют росту их грамотности как напрямую, так и косвенно.
Исследования доказывают, что дети, родители которых ценят душевное тепло, зачастую лучше играют с другими детьми дома и в школе и являются внутренне более саморегулируемыми. А ведь у детей, которые хорошо играют со сверстниками, зачастую более выражены языковые и когнитивные навыки. Аналогично, дети в школах, где учителя хорошо оперируют таким душевным и светлым подходом, имеют более высокие навыки понимания во время уроков, чем дети у учителей, не владеющих этим мастерством.
Будучи отзывчивым на вербальную коммуникацию ребенка, обеспечивая обратную связь и демонстрируя неподдельное любопытство, взрослый (в частности родитель) непосредственно расширяет активный словарный запас и навыки устной речи ребенка. К тому же проявление привязанности и душевной теплоты косвенно способствует повышению грамотности через их влияние на саморегуляцию ребенка и, вероятно, на чувство эмоциональной безопасности.
Для повышения уровня теплоты, чуткости и отзывчивости по отношению к своему малышу во время чтения книг родители могут использовать следующие советы:
- Делитесь опытом. Для взрослых чтение – это часто уединенное занятие. А для детей – это совместное путешествие. Выбирайте книги по очереди. Пусть ваш ребенок сам переворачивает страницы. Обсудите, что происходит на каждой из них, и попросите ребенка предположить, что будет дальше.
- Будьте терпеливыми. Родители часто перегружены работой, они переутомляются и пребывают в перенапряженном состоянии. К тому же зачастую они предпочитают количество качеству. Позвольте детям задерживаться на страницах. Поговорите с ним об иллюстрациях. Поразмышляйте над различными частями рассказа. Писатели и иллюстраторы тратят много времени на создание книги, в которой все обращено к детям на различных уровнях восприятия, поэтому убедитесь, что наслаждаетесь каждой страницей.
- Повторите то, что сказали дети. Простое повторение того, что говорят дети, может заставить их почувствовать себя важной составляющей процесса чтения. Повторение может также предоставить родителям ценные возможности моделировать речь и помочь сосредоточиться на сфере, интересующей ребенка.
- Конкретизируйте и расширяйте. Совместное чтение книг – самое подходящее время, чтобы моделировать более сложные структуры предложений и повествований. Задайте вопросы: кто? что? где? когда? почему? Родители также могут использовать совместное чтение для расширения глубины детских высказываний. Если малыш произносит слово «собака», не стесняйтесь расширить его высказывание, добавив больше грамматической или семантической информации, например: «Правильно! Большая серая собака лает!».
- Взаимодействуйте с текстом. Разбивайте предложения на составные части. Помогите ребенку проследить использование отдельных букв или даже закончить слова. Используйте возможности печатного текста, чтобы ввести такие понятия, как чтение слов слева направо и сверху вниз. Начните знакомство с увлекательными вещами, такими как написание печатными буквами первого слова или значение пунктуации.
- Создайте диалог. Задавайте и отвечайте на вопросы. Очень важно, чтобы дети узнали, что задавать вопросы – это важная часть процесса обучения. Постепенно прививайте ребенку любопытство и любознательность. Делая это в раннем возрасте, вы заложите необходимые основы, которые помогут ему в будущем лучше критически мыслить.
- Получайте удовольствие. Старая философская школа говорит, что книгам должны быть почет и уважение, они не для того, чтобы ими наслаждаться; новая школа утверждает, что книги должны развивать воображение и быть увлекательными. Чем больше дети наслаждаются процессом обучения читать, тем больше они будут наслаждаться чтением в дальнейшей жизни!