Умением писать владеет каждый взрослый человек. После многих лет практики этот навык становится автоматическим, каждый из нас может писать с закрытыми глазами. Однако вспомним, каким трудным было приобщение к письму и каким кропотливым был процесс приобретения этого мастерства.
Как помочь ребенку овладеть искусством письма? Какие навыки развивать, чтобы ребенок был готов к обучению письму в школе? Что сделать, чтобы это было приятным времяпрепровождением, а не досадной и тягостной обязанностью?
Построение мотивации
Дети охотнее всего делают то, что им нравится и что доставляет им удовольствие, поэтому все задания, которые мы предлагаем ребенку с целью научить его писать (или читать) должны иметь форму игры. Введение в распорядок дня необходимости заниматься письмом в качестве трудоемкой обязанности приводит к тому, что обучение у ребенка начинает ассоциироваться с принуждением, а не с удовольствием, что негативно отражается на его отношении к учебе и школе.
Дети также очень любят такие виды деятельности, которыми могут заниматься совместно со своими родителями, поэтому взрослые непременно должны выполнять предлагаемые задания вместе с малышами.
Дети с удовольствием учатся тому, что может быть полезным для чего-то «крутого» и «классного». А значит, стоит показать им все преимущества, которые они смогут извлечь для себя, овладев новым навыком. В противном случае дети не смогут самостоятельно понять, что хорошее даст им письмо. Между тем большое удовлетворение им приносит возможность самостоятельно подписать рисунок для любимой бабушки или подписать своим именем игрушки, чтобы их было легче отличить от тех, которые принадлежат другим малышам. Письмо также может пригодиться для того, чтобы написать для мамы список покупок с самими любимыми лакомствами, записку с просьбой пойти в кино, а также первое в жизни смс или электронное письмо.
Что еще можно сделать, чтобы изучение письма было удовольствием?
Умелые руки
Чтобы что-то написать, нужны умелые руки. Их ловкость и мастерство должны приобретаться как по части крупной моторики – снизить сопротивляемость кистей к усталости, так и по части мелкой моторики, повышая при этом точность движений. В связи с этим начать формирование «основ обучения письму» можно даже на футбольном поле или на детской площадке. Скалолазание, езда на велосипеде, боксирование с папой, ломание палок, игра с мячом, засыпание песка в ковшик и пересыпание его в емкости, построение и укрепление замков из песка – все это прекрасно укрепляет детские ручки.
Мелкие движения и их точность (мелкую моторику) прекрасно тренируют различные виды изобразительного искусства, строительство из маленьких кубиков и раскрашивание картинок, когда ребенок всячески старается не выйти за линию рисунка. Чтобы развлечение было совместным, родители могут сами изготовить для ребенка раскраски, рисуя, например, черным фломастером определенные рисунки по заказу своих малышей – вы не успеете оглянуться, как в совершенстве овладеете мастерством рисования принцессы или балерины с собачкой.
Маленькие пальчики хорошо тренируются с помощью аппликаций: ребенок заполняет нарисованный контур, приклеивая вырезанные кусочки цветной бумаги. Отличной гимнастикой для рук является лепка – из глины, пластилина, обычного и соленого теста – есть из чего выбирать. Все эти виды массы можно раскатать, нарезать, сделать шарики, рулики, помять их пальчиками. Чем больше веселья и забавы, тем больше возможностей поупражняться и лучше ловкость и подготовленность маленьких ручек. Вдохновение можно искать и на кухне – например, много точности требует процесс «рисования» изображения зернами риса (и другими крупами), семенами, маком и т. п., приклеивая зернышки к холсту или бумаге.
Хорошая совместная работа руки и глаз
Чтобы что-то написать, руки должны идеально взаимодействовать с глазами, которые будут постоянно корректировать движение кисти и, соответственно, форму буквы, которая пишется в данный момент. Как развивать у детей так называемую зрительно-двигательную координацию? Опять же, начинаем с веселых развлечений на свежем воздухе и в доме, при этом делая то, что, казалось бы, совершенно не связанно с написанием. В этом плане фантастическими упражнениями являются всевозможные забавы с мячом, ведь его бросание и ловля требуют совместной работы рук (которые ловят мяч) и глаз (которые отслеживают его движение).
Есть и другие развлечения, требующие отслеживания движущегося предмета, например, бадминтон, игры с «летающей тарелкой», игры с мыльными пузырями. А если речь идет о более точных движениях, то можно, например, построить как можно более высокую и при этом устойчивую башню из деревянных кубиков (кто победит – мама или ребенок?). Можно также включить такое увлекательное занятие, как ведение пальчиком или палочкой шарика через лабиринт.
Знакомство с буквами
Знакомство с буквами и запоминание их форм – это одно из самых сложных заданий. Что нужно сделать, чтобы оно стало прекрасным совместным приключением? Прежде всего стоит помнить о том, что буквы можно писать не только на бумаге, но и на песке, на поверхности, посыпанной мукой (манной крупой), или на бумаге пальчиком, смоченным в краске. Кроме того, буквы можно вылепить из соленого теста и сделать из них надпись – например, имя ребенка, чтобы повесить его на стену в его комнате. «Вкусной» идеей являются приготовление песочного печенья в форме букв или украшение бутербродов надписями кетчупом или вареньем.
Также обучению/играм с буквами можно посвятить чуть больше времени и организовать дни букв, в которых примет участие вся семья. В «буквенный день» утром, к примеру, семья может вместе нарисовать смешные плакаты с соответствующей буквой, а затем приготовить блюда из продуктов, название которых (или название целого блюда) начинается на эту букву. Можно также и привычным повседневным блюдам дать необычные творческие названия, например, хлопья с молоком можно назвать «манящей миской» («м»), «белым буйством» («б»), «волшебными волнами» («в») и т. д. Можно играть в игры, названия которых начинаются на нужную букву, носить одежду цвета, начинающегося на букву дня или посещать места, названия которых начинаются на эту букву.
Например, в день буквы «С», предположим, в среду, семья носит синие вещи, идет на спектакль (детский), ест любимые салаты, а на десерт лакомится тортом «Сказка». Для ребенка важно то, что вся семья принимает участие в этой игре, а значит, благодаря этому малыш будет трактовать изучение букв не как скучную обязанность, а как увлекательное развлечение.
Если для вас буквенные дни слишком трудны для реализации, можно читать детям или создавать с ними стихи или рассказы, в которых большинство слов будет начинаться на одинаковую букву, например:
Заискрилася, закружилася,
За забором завалы завьюжило.
За завалинкой, за заборами,
Землю замершую заутюжило.
Когда ребенок уже знает формы букв, очередная ступень его посвящения в мир письма – это умение различать буквы, очень похожие одна на другую. Однако умение различать мелкие детали можно практиковать еще задолго до начала обучения письму. Отлично зарекомендовали себя задания типа «найди отличия», а также задания, в которых из ряда похожих форм, а потом и букв необходимо вычеркнуть одинаковые, например:
Г П П Г Г Г П Г П Г П Г П Г Г П П Б В В Б Б В Б В В В Б Б Б В Б В Б В Б Б
Раскладываем и складываем
Здесь потребуется умение разложить целое на составляющие элементы. С помощью зрения мы разделяем слово на буквы и из букв складываем новое. С помощью слуха мы делим слово по буквам на слух. Каким образом можно способствовать развитию зрительного и слухового анализа и синтеза?
Если речь идет о слуховом анализе, то предлагается, например, поиграть в слова (аналог игры в города) – родитель говорит слово, а ребенок должен назвать другое слово, начинающееся на букву, на которую заканчивается слово, произнесенное родителем. Можно также использовать загадки, из букв отгаданного ребенком слова он должен сформировать новое (или похожее по звучанию) и загадать родителю новую загадку. Можно поиграть в игру «похожие слова» – родитель говорит пару слов, которые похожи по звучанию, но отличаются одной буквой, например, «кот – код», «бук – бур», «рот – род», ребенок должен сказать, если ли разница между словами или нет, и в чем она заключается.
На развитие зрительного анализа и синтеза отлично влияют пазлы. Лучше их изготавливать самим родителям, например, из открыток, изображающих места, которые посещали дети во время каникул. Большую радость и удовольствие малышам приносят пазлы, выполненные по их заказу, а также пазлы из фотографий с изображением семьи. Умение разделить картинку на части и вновь сложить ее из частей отлично формируется с помощью построения какого-то сооружения согласно иллюстрированной инструкции (всевозможные конструкторы).
Первые попытки писать
Первые попытки ребенка написать что-либо нуждаются в огромной поддержке родителей. Дети надеются на помощь в припоминании формы букв, на подсказки, какую букву следует написать в качестве следующей в данном слове. Ребенку также может доставить огромное удовольствие, когда вы вместе с ним будете видеть, как у него получаются ровные и красивые буквы.
При написании первых не очень удачных букв ребенок нуждается в большом количестве подбадривающей похвалы. В первую очередь родители должны ценить усилия ребенка, а не результаты его работы. Важно сохранять первые письменные тексты малыша, чтобы время от времени сравнивать их с уже сегодняшними «образцами почерка». Такие сравнения очень хорошо и наглядно показывают ребенку, что его усилия дают ощутимые результаты.