Притворство и изображение чего-либо «понарошку» – это не просто детская игра. Оказывается, это лучший способ научиться критически мыслить и хорошо усваивать новый материал.
Даже трехлетняя девочка способна превратить ужин в научный эксперимент. Сначала она может бросить в молоко несколько кусочков хлеба. Затем добавить туда горчицу, немного курицы и риса и тщательно все перемешать. Смесь, как вы можете себе представить, будет выглядеть ужасно. Но, если ребенок уже достаточно поел и просто получает удовольствие, не стоит переживать по этому поводу. Кроме того, все это нечто большее, чем просто странное месиво. По мнению экспертов, так девочка экспериментирует, учится быть настойчивой и придумывает новые способы решения задач, то есть развивает творческие навыки, которые хорошо послужат ей в школе, в работе и в жизни.
Обучение творчеству – это лучшее, что вы можете дать своему ребенку. Новые исследования показывают, что коэффициент продуктивности воображения (его еще называют «другим IQ») может быть более значимым фактором при прогнозировании успеваемости, чем традиционный способ измерения способностей (вычисляемый коэффициент интеллекта, IQ). Мы хотим, чтобы ребенок мыслил оригинально и понимал, что для любой ситуации не всегда существует один единственный правильный ответ.
Но для родителей это трудная задача. С одной стороны, школа все чаще использует тесты для определения знаний ребенка. Даже многие дошкольные учреждения делают акцент на формальном обучении в ущерб неструктурированной игре. Также существует проблема с большим количеством так называемых «образовательных» игрушек для маленьких детей. Интерактивные игры, которые подают сигнал, когда ребенок дает правильный ответ, могут быть интересными, но они не требуют творческого мышления, которому маленькие дети непременно должны учиться. Это касается и DVD-дисков, предназначенных для обучения детей цифрам, буквам или музыке.
Специалисты считают, что существует реальная опасность того, что мы подрываем творческий потенциал наших детей. Ведущие педиатры призывают родителей проводить больше времени, играя со своими детьми, – и сосредоточиться на простых, старомодных игрушках вместо новых высокотехнологичных.
Кубики
Кубики признаны игрушками, идеальными для творческого обучения, поскольку они позволяют детям строить и изобретать без направления или границ. В одном недавнем исследовании семьям с малышами ясельного возраста предоставили набор деревянных кубиков и список игр, в которые могут играть родители вместе со своими детьми, например, раскладывание кубиков по размеру или цвету. Шесть месяцев спустя эти дети сдали тест на развитие речи, результат которого был в среднем на пятнадцать процентов лучше, чем в контрольной группе детей, у которых не было кубиков для игры.
Но строительные игрушки – это только один из способов пробудить воображение вашего ребенка. Чтобы воспитать креативного малыша, родители сами должны мыслить творчески, выходить за рамки категорий и шаблонного мышления.
Будьте более предприимчивыми, помните о духе авантюризма
Включайте в расписание время на отдых. Уделяйте, по крайней мере, сорок пять минут в день неструктурированной игре с ребенком, даже если придется сокращать время на другие занятия. Не устанавливайте правил игры – пусть ребенок руководит вами. Дети гораздо сильнее используют воображение, когда сами управляют ходом игры. Просто оставьте несколько основных игрушек и наблюдайте, позвольте детям самим придумывать свои воображаемые игры.
Полюбите приключения всей семьей. Разнообразьте семейные ужины, добавляя еженедельно какое-то новое блюдо. Вместо одной и той же игровой площадки посещайте разные парки вашего города. Ходите из детского сада пешком и указывайте ребенку на интересные и удивительные вещи, которые встречаются вам на пути. Если вы относитесь к новому и неизвестному с интересом, любознательностью и воодушевлением, то нау́чите детей делать то же самое.
Придумывайте новые способы использования бытовых предметов. Попросите ребенка помочь вам вымыть несколько коробок из-под молока. Когда они высохнут, пусть он построит из них крепость. Положите несколько фасолин в пластиковую бутылку, и пусть ребенок использует ее как музыкальный ударно-шумовой инструмент (по типу маракасов). Или сделайте куклу из носка или старой футболки. Вскоре ваш малыш начнет придумывать собственные творческие способы игры.
Выходите из дома. Чтобы стимулировать воображение ребенка, вам не нужно уходить далеко. Пройдитесь босиком по различным поверхностям – влажной траве, теплому тротуару, сухому песку, и спросите у него, что он чувствует на каждой из них (если ребенок еще слишком мал, предоставьте ему свои собственные описания, чтобы он учился связывать слова с ощущениями). Или отправьтесь на поиски сокровищ на задний двор. Пусть ваш маленький кладоискатель заглядывает под листья и камни и описывает то, что он там находит. Возьмите с собой коробку, чтобы он мог складывать в нее свою «добычу» для будущих художественных или научных работ.
Используйте как можно меньше электроники. Чтобы ребенок реже смотрел телевизор, поставьте его в закрытый шкаф и спрячьте дистанционный пульт. Также поменьше используйте электронные игрушки. Лучше всего использовать простые игры: играйте с ребенком в жмурки, и пусть он музицирует на кастрюлях и сковородках. Вырезайте окошки в картонной коробке, чтобы ваш малыш воображал, что это дом или автобус. Или наберите воду в пластмассовую тару и дайте своей дочке несколько кукол, полотенце и новые кукольные наряды, чтобы она могла представлять, что купает и переодевает своего ребенка.
Воспитывайте интерес к культуре
Подавайте дурашливые примеры. Носите пластиковую тиару во время стирки или ковбойскую шляпу, когда работаете в саду. Изменяйте свой голос и поведение, чтобы соответствовать костюму. Видя, как вам весело, ребенок тоже захочет перевоплощаться в других персонажей.
Собирайте детские компании. В возрасте двух с половиной лет ваш ребенок уже готов играть вместе с другими детьми, а не только рядом с ними. Совместные игры помогают ему исследовать свой собственный мир фантазий, договариваться по поводу игрушек и территории для игр и заводить новых друзей. Не планируйте игры заранее и не вмешивайтесь, если в этом нет большой необходимости (например, когда ребенок ведет себя слишком грубо).
Откройте ребенку привлекательность искусства. Поход с малышом в музей может пробудить его интерес к созданию собственного шедевра. А музыка может предоставить шанс творческому выходу его эмоций. Например, когда ребенок привыкает к первому классу школы, он может чаще петь или играть на своей игрушечной гитаре. Это поможет ему преодолеть стресс.
Рассказывайте сказки. Когда ребенок слышит, как вы читаете или придумываете истории, это дает ему инструменты и вдохновляет на полет фантазии. Используйте разные голоса для каждого персонажа. Когда ребенок узнает историю получше, попросите его придумать собственный вариант развязки. Вы также можете придумывать истории вместе – вы начинаете, а ребенок подхватывает и продолжает.
Тщательно выбирайте занятия для дошкольника. Нет ничего плохого в том, чтобы учить четырехлетних детей азбуке и счету. Но избегайте учебных программ, изучая которые, дети проводят большую часть времени, следуя установленному учебному плану. Маленькие дети лучше всего учатся в игровой форме. Предлагайте ребенку множество вариантов на выбор – например, творческие задания, складывание паззлов и строительство замков. Интересуйтесь подходом к обучению воспитателя вашего ребенка (во время игр он не должен вмешиваться и советовать ребенку, что ему делать, если тот не просит о помощи).
Учите эмоциональной устойчивости. Когда ветер на пляже внезапно опрокидывает стакан ребенка с вкусным напитком, опишите эту ситуацию с использованием выдуманного слова «коктейлеопрокидыватель». Конечно, вы можете купить новый коктейль или поделиться с ребенком своим, но от чего он действительно повеселеет, так это от повторения слова «коктейлеопрокидователь». Если вы творчески используете юмор, вы наглядно показываете ребенку, как необходимо справляться с возникшим огорчением.
Берите игрушки в парк. Игровые площадки – это великолепное место, где дети получают необходимую физическую нагрузку, однако они не всегда содержат инструменты, помогающие пробудить детское воображение. Возьмите с собой цветные мелки для рисования, мыльные пузыри для выдувания и песочные формочки, чтобы делиться с другими малышами. Вы также можете взять детский грим, чтобы превратить ребенка в его любимое животное и дать возможность весело изобразить его и побаловаться.
Воспитывайте маленького художника. Определите территорию, на которой ваш ребенок сможет рисовать, раскрашивать и лепить тогда, когда он этого захочет. Можно, например, часть гаража превратить в студию изобразительного искусства, поставив там большой рабочий стол с красками, рулонами белой бумаги, блестками, клеем, кисточками, мелками, фломастерами, карандашами и другими материалами. Это станет любимым местом ребенка, потому что там он сможет проявлять свое творчество и делать беспорядок, не переживая о последствиях.
Потрясающие обучающие игрушки
Хотите, чтобы ваш ребенок получал от игр максимальную пользу? Держите на виду лишь несколько игрушек одновременно и регулярно меняйте их, чтобы старые казались новыми. Детей подавляет наличие большого количества вариантов, оно препятствует изучению различных способов игры с одним предметом. Избегайте игрушек на батарейках, которые превращают вашего ребенка в наблюдателя, лучше дайте ему предметы, которые позволят ему руководить игрой.
- Кубики. Единственные ограничения для творчества вашего ребенка в данном случае – это его навыки строителя и пока еще нераскрытое воображение. Кубики также закладывают основу для изучения математики, естественных наук и овладения визуально-пространственными навыками.
- Игрушечные музыкальные инструменты. Вашему ребенку понравится играть на барабане, ксилофоне, колокольчиках и маракасах. Избегайте игрушек, которые играют мелодии после нажатия кнопки, – звук должен создавать сам ребенок.
- Маскарадные костюмы. Храните под рукой коробку с костюмами, старой одеждой и реквизитом (шарфами, плащами, деревянными мечами, глазными повязками, шляпами), чтобы ваши дети могли попробовать себя в новой роли.
- Глина, пластилин для лепки. Приготовьте рабочее пространство с игрушечной скалкой и тупым пластиковым ножом, чтобы ваш ребенок мог раскатывать, вырезать и придавать форму глине или пластилину. Глину можно изготовить самостоятельно из простых и доступных по цене материалов. Вы можете, например, сделать так называемый «холодный фарфор» или купить полимерную глину.
- Принадлежности для рисования. Запаситесь карандашами, фломастерами, штемпельными подушками, бумагой, красками и клеем. Расстелите газетные листы на полу, чтобы его не испачкать.
- Набор инструментов. Ваш ребенок может сколько душе угодно забивать и пилить. Ему также могут понравиться набор врача или корзинка для пикника с муляжами продуктов.
- Увеличительное стекло. С его помощью дети могут крупным планом рассматривать всё, что угодно от жучков до собственных ногтей. Как только они возьмут в руки лупу, тут же отправятся исследовать окружающий мир.
- Пластиковые стаканы для ванной. Используйте стаканы разных размеров, чтобы ребенок, переливая воду из одного стакана в другой, изучал понятия большего и меньшего.
Нюансы: что следует делать в играх, а чего не следует
- Предоставляйте ребенку варианты выбора. Дети обучаются лучше всего, когда им нравится то, во что они играют.
- Не перенаправляйте ребенка. Вы можете заскучать, наблюдая, как ваш ребенок полчаса делает пироги из песка. Но если вы попытаетесь заставить его делать что-то другое, то прервете полет его фантазии.
- Позволяйте ребенку совершать ошибки и (немного) огорчаться. Если у него с первого раза не получается уложить кастрюли и сковородки, не вмешивайтесь. Пусть он сам придумает более эффективный способ.
- Не перехваливайте ребенка. Когда ребенок показывает свой рисунок, делайте конкретный комплимент, например: «Мне нравится ласковое оранжевое солнце», но не продолжайте бесконечно рассуждать, какую прекрасную картину он нарисовал. Когда вы это делаете, то превращаете творчество в еще один способ измерения определенных качеств и оценки.
- Задавайте вопросы. Открытые вопросы («Ничего себе, как интересно. Что ты делаешь?») заставляют ребенка в деталях описывать то, чем он занят.
- Не называйте то, что делает ребенок. Если вы скажете: «Какой милый лев», а ребенок сделал бегемота, вы тем самым дадите ему понять, что его работа не удалась, и отобьете всякое желание показывать вам впредь свои поделки.