Темперамент подобно особенностям внешности мы наследуем от предков. Вполне логично задуматься, есть ли смысл применять некоторые элементы воспитания и принуждать ребенка к определенной модели поведения?..
Когда рождается малыш, родственники, гости, друзья непременно задаются вопросом, а на кого похож новорожденный – у кого такой курносый носик, эффектные пухленькие губки или большие глазки. Более того, спустя несколько дней оказывается, что малыш способен проявлять свой характер – мы можем обратить внимание на то, тихий ребенок или крикливый, лежит спокойно или постоянно ворочается, получает удовольствие от покачивания или ему все безразлично.
Часто случается, что братья и сестры, выросшие в одной семье, у одних и тех же родителей, очень разные по своим проявлениям и своему поведению: в младенчестве, как только сестричка наедалась, то тут же засыпала, а братика нужно было еще носить на руках и петь колыбельные. Народная и семейная мудрость и здесь приходят на помощь молодым родителям – «Такой характер мальчик унаследовал от дедушки, он тоже был авантюрного склада», «Девочка наша точно как мама, такая же спокойная и тихая» и т. д.
Возможно ли, чтобы ребенок унаследовал от членов семьи не только особенности внешности, но и темперамент? Может ли уже младенчик в несколько месяцев быть похожим на кого-то из членов семьи несмотря на то, что еще ни разу с ним не встречался и уж тем более не имел возможности поговорить, чтобы затем подражать? А если да, то рождается ли человек с набором врожденных качеств, переданных ему только от родителей, или же также и от бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, пра- пра- и т.д.?
Темперамент: когда его можно заметить?
Каждый из нас имеет тенденцию к определенному способу реагирования в данной ситуации. Это является нашей врожденной особенностью, то есть той, с которой мы приходим в этот мир. Такой своеобразный «пакет» личностных характеристик назван темпераментом. Темперамент – это совокупность индивидуально-своеобразных свойств психики, проявляющихся в поведении, в силе чувств, в отношении к окружающей действительности, полученных не только от наших родителей, но и бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек – одним словом, это концентрат многих поколений, которым мы оснащены при рождении.
Темперамент ребенка можно заметить уже в возрасте около четырех месяцев – он проявляется в характерном для него способе реагирования на то, что происходит вокруг. Темперамент не меняется на протяжении многих лет (это очень важно для понимания того, изменится или не изменится ребенок в процессе воспитания), хотя собственный опыт и контакт с другими людьми, безусловно, окажут на него влияние.
Темперамент: какие свойства он подразумевает?
В психологии существует множество концепций, пытающихся определить, какие свойства человека являются составляющими его темперамента. Одна из них предлагает девять таких особенностей, с учетом которых некоторыми учеными проведена дифференциация на легкий темперамент, трудный и темперамент с длительным привыканием.
- Отвлекаемость – это свойство, которое показывает нам, насколько ребенок, желающий сосредоточиться на конкретной задаче, легко (или тяжело) отвлекается в ответ на случайные стимулы; дети с трудным темпераментом имеют наиболее высокий уровень отвлекаемости – им сложно слушать поручения и доводить до конца выполнение начатых заданий. Для малыша это имеет значение в контексте, легко ли его успокоить, когда он плачет.
- Активность – это свойство отчетливо видно уже у младенцев, оно проявляется в том, подвижен ли ребенок, динамичен или, скорее, спокоен, т. е. какое количество всевозможных действий он совершает в единицу времени. Трудный темперамент характеризуется высоким уровнем активности: ребенок постоянно вертится, беспокойный, часто плачет.
- Настойчивость и концентрация внимания – такие свойства характеризуются временем, в течение которого ребенок способен выполнять определенное действие непрерывно, не отвлекаясь. При легком темпераменте настойчивость воспринимается и расценивается положительно, она проявляется в точном и беспрепятственном выполнении заданий. Трудный темперамент связан с чрезмерной настойчивостью: ребенок, например, не может остановиться и перестать рисовать несмотря на то, что пришло время выходить из дома и идти в детский сад, испытывает внутренне принуждение закончить свою деятельность независимо от обстоятельств.
- Регулярность (ритмичность) – это привычка к определенному ритму питания и сна (способность принять устойчивое чередование определенных периодов), ребенок с трудным темпераментом не может привыкнуть к постоянному ритму дня – непредсказуемый и беспокойный.
- Адаптивность и реакция приближения/удаления (приближение связано с проявлением положительных эмоций, а удаление – с проявлением отрицательных эмоций) – это свойство, указывающее на то, как ребенок реагирует на изменения в жизни, на новые ситуации, появление новых лиц в своем окружении, быстро или медленно к ним адаптируется. Легкий темперамент – это всегда легкость адаптации, трудный связан с дистанцированием и удалением.
- Интенсивность реакций – то, как и с какой силой ребенок реагирует на эмоции, которые испытывает (от приятных до неприятных), и как и с какой силой выражает их.
- Порог чувствительности (порог реагирования) – это показатель, который свидетельствует нам о том, насколько сильным должен быть стимул, чтобы ребенок на него отреагировал. Например, вызовет ли легкое изменение температуры внутренне напряжение и раздражение у ребенка или он вообще его не заметит? Впечатлит ли его шум или он останется к нему безразличен? Дети с трудным темпераментом сильнее реагируют на минимальные раздражители, часто их реакция заключается в выраженной злости и фрустрации.
- Настроение – это свойство, заключающееся в оптимистическом или пессимистическом отношении к жизни.
- Приятие – это та первая реакция ребенка, с которой он воспринимает новые для себя внешние раздражители.
Т. е. ребенок с легким темпераментом характеризуется высокой ритмичностью поведения, высоким приятием, низкой интенсивностью реакций, высокой адаптивностью. Для ребенка с трудным темпераментом значения минимум четыре из девяти описанных параметров выходят за рамки среднего.
Можно ли изменить темперамент ребенка?
Скорее нет, хотя, как уже говорилось ранее, опыт ребенка и окружение, в котором он растет, имеют определенное значение. Однако вместо того чтобы пытаться изменить ребенка и подогнать его под наши представления об идеальной модели поведения, лучше выбрать тот способ воспитания, который будет учитывать его индивидуальные особенности. Тогда мы будем успешными, как родители, и наш ребенок будет чувствовать, что его всецело принимают и любят. А помогут нам в этом три основных правила:
- Не нужно пытаться изменить темперамент ребенка (это маловероятно), лучше выразить ребенку свое отношение – мы уважаем его таким, какой он есть.
- Не нужно сравнивать ребенка с другими – никто не лучше и не хуже.
- Не нужно сосредоточиваться на негативе, воспитывайте в ребенка хорошее и укрепляйте сильные стороны. Даже особенности более трудного темперамента могут быть положительными и нужными вашому ребенку.