Родители часто задаются вопросом о том, как они могут помочь своим детям лучше запоминать учебный материал. В данной статье представлены стратегии развития памяти ребенка, основанные на результатах научных исследовании.
Мультисенсорный подход для лучшего извлечения из памяти
Помогайте детям изучать важный материал с помощью разных органов чувств (слуха, зрения, осязания, а иногда и обоняния). Дети могут визуализировать орбиту Земли вокруг Солнца, представлять вращение электрона вокруг ядра атома, имитировать жужжание электричества, проходящего по проводам, или чувствовать покалывание, связанное со статическим электрическим зарядом, которое возникает при трении воздушного шарика о руку, и чувствовать, как их волосы приходят в движение.
Поощряйте ребенка создавать визуальные образы исторических событий или научного процесса. Опишите на примере, как можно визуализировать основание столицы нашей страны, добавляя детали, которые вы представляете в этой сцене. Чем более драматичными, странными и запоминающимися получатся образы, тем лучше.
Затем дети могут делать зарисовки своих визуализаций и устно описывать их своими словами. Это усиливает эффект мультисенсорного обучения, поскольку ребенок персонализирует информацию и взаимодействует с ней различными способами. Таким образом задействуется большое количество нейронных путей и развивается крепкая долговременная память.
Также благодаря мультисенсорному подходу у детей появляется более широкий доступ для извлечения всей сохраненной информации, связанной с изучаемой темой. Когда они вспоминают один из способов, с помощью которого они выучили определенную тему, сигналы из хранилища памяти поступают в многочисленные связанные области хранения, и весь изученный материал извлекается в активную память.
Использование вопросов в качестве цели при изучении нового материала
Постановка вопросов. Помогайте детям придумывать вопросы до начала чтения, прослушивания новой информации или повторения уже изученного материала. Вопросы можно подбирать из книг, придумывать самим (родителям) или использовать те, которые придумали дети. Вы даже можете заранее приготовить списки вопросов и снять с них копию, чтобы использовать снова и снова, так как одни и те же вопросы часто подходят для разных заданий. Просто дайте детям список соответствующих вопросов, прежде чем они начнут что-то читать.
Поиск ответов во время чтения или прослушивания развивает память, поскольку у детей появляются конкретные цели. Более сильное воздействие на память происходит в результате истинного удовлетворения от достижения цели, когда дети находят правильные ответы.
Самоанализ. Научите детей задумываться о том, что они могут почерпнуть из прочитанного материала или услышанного на уроке. Для этого им необходимо составлять списки своих предположений в виде незаконченных утверждений и вопросов перед чтением задания (а также при повторении информации для подготовки к контрольной или тестам). Дети могут записывать их на самоклеящуюся бумагу для заметок. До и во время чтения им необходимо записывать ответы на свои (или придуманные вами) вопросы также на самоклеящуюся бумагу и вклеивать их в книгу.
Когда нужно будет повторить усвоенный материал, дети смогут использовать изначальный список вопросов или вопросы на самоклеящейся бумаге для заметок (без записанных ответов). После ответа на каждый из них они тут же могут свериться с текстом или со своими заметками, чтобы проверить правильность своих ответов. Когда дети делают это после каждого вопроса, имея доступ к правильной информации, их мозг переподключает неправильные цепочки памяти к правильной информации.
Вот некоторые примеры вопросов, на которые дети могут отвечать до, во время и после прочтения изучаемого материала.
Перед чтением дети могут делать следующие предположения:
- Я думаю, что здесь будет рассказываться о…
- Я уже знаю кое-что об этом, поэтому предполагаю, что…
Во время чтения дети могут заканчивать следующие высказывания:
- Это похоже на то, что я знал раньше, потому что информация напоминает мне…
- Это удивило меня, потому что…
- Я хочу узнать об этом больше, поэтому я собираюсь…
После прочтения:
- Это натолкнуло меня на мысль о…
- Я вижу, как это можно использовать для…
- Я думаю, что это будет в контрольной работе/тесте, потому что…
Оказывается, мыслительная работа над предположениями, оценками, ответами на вопросы и решением задач подготавливает мозг для лучшего хранения найденных правильных ответов.
Когда учащиеся перед контрольной или тестом проверяют собственные знания, задавая вопросы самим себе, а затем проверяя правильность ответов, то в результате в памяти информации сохраняется в три раза больше, чем при многократном повторении учебного материала за такой же промежуток времени. Кроме того, воспоминания, полученные при таком предварительном тестировании и проверке, сохраняются гораздо дольше, поэтому детям требуется меньше времени на повторение материала перед выпускными экзаменами.
Использование неожиданности, новизны и природной любознательности детей
Дети рождаются любознательными. Они обладают способностью удивляться, которую можно бережно хранить на протяжении школьных лет, чтобы усиливать удовольствие от учебы и запоминания новой информации. Если вы развиваете детскую любознательность или привносите в процесс обучения новизну, дети намного эффективнее запоминают необходимую информацию.
Детское внимание и система памяти будут более открытыми для обработки и запоминания информации, если она появляется в результате ранее неизведанного опыта. Постройте взаимосвязь между тем, что дети изучают в школе, и чем-то новым/необычным, чтобы зажечь их внимание и любознательность. Это может быть что угодно – от забавной песни, необычной шляпы, до плаща или просмотра видеоклипа об историческом периоде, который они изучают. Даже изменение в обычном учебном пространстве усиливает способность детей запоминать информацию, потому что, когда они вспоминают, что вы зажгли свечу на столе в то время, когда они учили определенный материал, дети вспомнят и свечу, и связанные с ней новые знания.
Используйте метод неожиданности, чтобы оживлять мозг вашего ребенка и освещать путь к хранилищам памяти. Пытливость заставляет ребенка слушать урок или читать текст, чтобы удовлетворить свое любопытство. Дети запоминают информацию, потому что их мозг задействуется и связывает эту информацию с новизной.
Кодированные записи
Пусть ваши дети используют заблаговременно распределенные цвета (цветную самоклеящуюся бумагу для заметок, цветные ручки, маркеры и т. д.), каждый из которых представляет определенный тип информации в их записях или книгах. Различные цвета могут представлять такие категории, как: уровни важности, ссылки на личный опыт или первоначальные знания, информация, которую дети не совсем понимают, и информация, к которой они считают необходимым вернуться при дальнейшем рассмотрении.
Для детей младшего возраста вы можете придумать напоминание о том, какие цвета соответствуют определенным уровням важности. Это может быть изображение светофора на стене, которое демонстрирует степень важности по цветам, начиная с зеленого, а затем желтый и красный. Дети старшего возраста могут подробнее описывать разные категории, используя плакат с изображением радуги с напоминаниями о том, что обозначает каждый цвет, например, фиолетовый обозначает материал, связанный с тем, что ребенок уже знает, или с его личным опытом.
Цветовое кодирование – это один из самых полезных видов ментальных манипуляций для сохранения новых воспоминаний, при котором нейропластичная реакция делает эти воспоминания более сильными (особенно это важно в течение первых 24-х часов после процесса обучения).
Активация ума
Мозг хранит информацию в кратковременной памяти менее одной минуты, если только она не связана с первоначальными знаниями. Активируйте первоначальные знания вашего ребенка, напоминая ему о родственных темах, которые он уже изучил, или о предшествующем уместном семейном опыте, касающемся этой темы. Предварительные знания – это информация, которую дети уже приобрели с помощью формального обучения, личного опыта или ассоциаций с реальным миром.
Активируйте первоначальное знание детей, указывая им на информацию, которую они уже знают, и, связывая ее с новым учебным материалом или с тем, который они собираются повторять при подготовке к контрольной или тестам. Показывайте видео, семейные фотографии или онлайн-изображения и проводите беседы, которые напомнят ребенку о первоначальных знаниях и опыте. Это вызовет воспоминания, и мозг свяжет изучаемый материал с нейронными цепочками, уже существующими в его памяти.
Способность мозга запоминать новую информацию напрямую связана с тем, насколько успешно он может связать ее с существующими предыдущими воспоминаниями. Если детям рассказать о том, что то, что они уже знают, связано с новой информацией, эти воспоминания станут связующим звеном для хранения новых знаний. Ваша помощь при активации таких связанных воспоминаний подготавливает детский мозг для успешного построения связей кратковременной памяти.
Продолжение читайте в статье «Как совершенствовать память ребенка: часть 2»