Никогда не рано и не поздно помочь ребенку развить комплект навыков, необходимых для достижения успеха в школьном обучении. В данных комплект входят организационные навыки и навыки тайм-менеджмента (управления временем), навыки определения приоритетов, сосредоточения и мотивации. Далее представлены советы, которые помогут родителям поставить ребенка на правильный образовательный путь.
- Общайтесь с ребенком. Для того чтобы выяснить, какими из вышеперечисленных навыков ваш ребенок уже обладает, а какие ему еще только предстоит развить, начните простую беседу о его целях. Спросите ребенка о том, какие у него любимые предметы, каких уроков он страшится и удовлетворен ли он своими оценками.
- Прислушивайтесь к подсказкам. Соединяйте собственные наблюдения с оценкой самого ребенка. Перегружен ли он заданиями? Если да, в таком случае у него могут быть проблемы с организацией времени. Возникают ли у ребенка трудности при выполнении школьной работы? Возможно, он легко отвлекается. Вообще интересно ли ему учиться? Если нет, то, вероятно, ребенку нужна помощь в приобретении мотивации.
- Выявляйте проблемные области. Помогите ребенку определить, с какими академическими навыками у него возникают проблемы.
1. Организационные навыки
Для того чтобы преуспевать в учебе, дети должны быть организованными, при этом неважно, идет ли речь о необходимости поиска нужных материалов для выполнения задания или не забыть принести домой свои учебники. У многих детей проблемы обучения связаны, скорее, с недостатком организации, чем с отсутствием интеллектуальных способностей.
Советы, как помочь ребенку стать более организованным:
- Составьте список вещей, которые ваш ребенок ежедневно должен относить в школу и приносить обратно домой. Повесьте первую копию перед входной дверью, а другую положите в его школьный рюкзак. Проверяйте его каждый день, чтобы удостовериться, что он выполняет все пункты списка.
- Узнайте, насколько хорошо, вовремя и в полном ли объеме ребенок выполняет домашнюю работу и как он ведет школьные тетради. Затем вместе разработайте систему выполнения домашней работы – такую, которая ему понравится и которую, соответственно, ему захочется применять на практике.
- Покупайте вместе с ребенком принадлежности, которые помогут ему стать более организованным, например, папки, скоросшиватели и т. п.
2. Навыки тайм-менеджмента
Планирование достаточного количества времени на выполнение заданий может быть трудной задачей для вашего маленького ученика. Даже когда детям дается целая неделя на написание реферата, многие из них начинают работать над заданием лишь вечером накануне дня сдачи. Обучение умению организовывать время в продуктивные блоки требует практики и опыта.
Советы о том, как помочь ребенку научиться лучше управлять своим временем:
- Планируйте выполнение заданий на месяц. Начинайте с выполнения самых больших заданий, разбивая их на более мелкие части для ежевечернего выполнения.
- Помогите ребенку отследить, сколько времени он тратит на выполнение домашних заданий каждую неделю, чтобы он мог понять, как разделить это время на управляемые отрезки.
- Вместе определите время для выполнения домашних заданий по вечерам и помогайте ребенку придерживаться этого графика.
- Если вечером времени не хватает, помогите ребенку найти другие возможности для выполнения школьных заданий, например, рано по утрам, во время самостоятельной подготовки в школе или в выходные дни.
3. Навыки установления приоритетов
Иногда дети отстают в школе и не могут вовремя выполнять задания, просто потому что не знают, с чего нужно начинать. Распределение приоритетности заданий – это умение, которое пригодится ребенку в жизни, поэтому никогда не рано ему обучиться.
Советы, которые помогут вашему ребенку правильно расставлять приоритеты:
- Попросите ребенка записать все задания, которые ему нужно выполнять, в том числе те, которые не связаны со школой.
- Попросите его проставить перед всеми заданиями пометки от 1 до 3, где 1 – наиболее важное задание.
- Попросите ребенка рассказать вам о каждом задании, чтобы вы могли понять приоритеты вашего малыша. Если он ставит пометку 1 перед общественным мероприятиям, вы узнаете, к чему приковано все его внимание.
- Помогите ребенку изменить некоторые пометки, чтобы расставить приоритеты в пользу академической успеваемости. Затем предложите ему переписать список так, чтобы все задания с пометкой 1 стояли в начале списка.
- Периодически проверяйте этот список и наблюдайте за тем, как он развивается и изменяется, и какие приоритеты ребенок дает новым заданиям.
4. Навыки сосредоточения внимания
Когда ваш второклассник учит орфографию или старшеклассник готовится к контрольной работе по тригонометрии, очень важно, чтобы он работал над школьными заданиями без помех и отвлекающих факторов.
Советы, которые помогут ребенку учиться лучше сосредотачиваться на заданиях:
- На то время, в течение которого ребенок работает за компьютером, отключите доступ к электронной почте и играм.
- Во время выполнения домашних заданий объявите запрет на разговоры по телефону и просмотр телевизора.
- Ищите в доме место, подходящее для специфики учебного задания. Если ребенок работает над рефератом, ему, возможно, потребуется много места; если же он готовится к контрольной работе по языку, ему нужен хорошо освещенный стол.
- Для лучшего сосредоточения во время выполнения домашнего задания уведите из его комнаты братьев и сестер.
5. Мотивация
Большинство детей говорят, что они хотят хорошо учиться в школе, но многие не дотягивают до уровня выполнения школьной работы, необходимого для достижения успеха в учебе. Причиной этого часто служит недостаточная мотивация. Для того чтобы направить ребенка на путь успешной учебы, свяжите интересы малыша с обучением.
Советы, которые помогут вам лучше мотивировать ребенка на обучение:
- Связывайте школьные уроки с жизнью вашего ребенка. Если он изучает проценты, то, когда в следующий раз вы пойдете вместе за покупками, попросите его посчитать цену товара со скидкой.
- Связывайте интересы вашего ребенка с обучением. Если он увлечен музыкой, дайте ему книги о музыкантах и продемонстрируйте связь между музыкой и иностранными языками или музыкой и математикой.
- Предоставьте ребенку возможность контролировать ситуацию и право выбора. Пусть он сам составляет расписание учебных занятий (под вашим руководством, конечно), организует работу по выполнению школьных заданий и т. п.
- Поощряйте ребенка делиться своим опытом и знаниями. Регулярно спрашивайте его о том, чему он учится в школе и что интересное для себя узнал.
- Поздравляйте своего ребенка, поощряйте его и отмечайте все его успехи.
Часто дети боятся пробовать что-то новое из-за страха перед неудачами или воспоминаний о случаях, когда они не добивались успеха. Вы можете помочь ребенку разорвать этот порочный круг, отмечая его успехи, даже самые маленькие и, казалось бы, незначительные, а также предоставляя все возможности для достижения успеха в учебе.