Как первому и наиболее влиятельному учителю своего ребенка вам предстоит познакомить трех-пятилетнего малыша с чтением и письмом. Предоставляя ему ежедневные возможности практиковать ранние навыки, вы построите фундамент успешного овладения чтением. Также он узнает, что печатное слово – это могучее средство передачи знаний и информации, а его освоение может быть веселым и интересным занятием.
Ежедневное обучение грамотности
Дети учатся лучше всего на непосредственном опыте безопасного исследования и экспериментирования со своим миром. Предложите ребенку выбор, и пусть он решает, к каким занятиям хочет приступить.
Каждый ребенок учится и развивает языковые навыки в течение своего индивидуального и неповторимого периода времени, однако есть универсальные потребности, которые необходимы всем детям младшего возраста, а именно:
- Возможности развивать и практиковать зарождающиеся навыки.
- Поддержка и одобрение за прикладываемые усилия.
- Понимание того, что постоянное обучение является семейной ценностью.
- Помощь родителей и воспитателей при составлении учебного плана, соответствующего уровню развития ребенка.
- Особое место для чтения и практических обучающих занятий.
Развитие словарного запаса и речи
Так как устные языковые навыки предшествуют чтению и письму, ежедневно давайте ребенку возможность говорить о том, что он думает и чему учится. Как бы утомительно это ни было, старайтесь отвечать на все его вопросы и обсуждать все сомнения, непонимание и волнения малыша. Помните о том, что богатый словарный запас и хорошие языковые навыки предопределяют успех обучения чтению.
Вот некоторые занятия на развитие устной речи, которые вы можете делать вместе:
- Рассматривайте семейные фотоальбомы. Обсуждайте особые торжества или важные события, которые являются частью культурных традиций вашей семьи.
- Читайте и обсуждайте письма и сообщения на электронную почту от членов семьи и друзей. Попросите ребенка продиктовать вам свое сообщение, чтобы он ответил на письмо родственников.
- Пойте песни, в которых обыгрываются слова.
- Повторяйте любимые детские колыбельные.
- Попросите ребенка придумать и сказать как можно больше слов, которые рифмуются с определенным словом. Начинайте с простых слов с большим количеством вариантов рифм, таких как «кот» или «стул».
- Играйте в словесные игры, такие как «Я вижу что-то…», «Море волнуется раз» и другие.
- Придумывайте смешные названия для бытовых предметов, например, «пылекрикун» для шумного пылесоса.
- Поощряйте воображение вашего ребенка с помощью игр в куклы, переодевания в маскарадные костюмы и другие занятия на воображение.
Подготовка к чтению
Обучение чтению и письму основано на понимании печатного слова. Ваш ребенок будет учиться тому, что произносимое слово (речь) можно разбить на небольшие отдельные звуковые единицы (фонемы), которые обозначаются в виде набора символов (букв алфавита). И, наконец, различные комбинации букв формируют слова.
Вот некоторые занятия, которые помогут вашему ребенку подготовиться к чтению:
- Ежедневно читайте вслух малышу в течение как минимум 15 минут.
- Часто посещайте публичную библиотеку. Для ребенка такие посещения станут значимым событием, особенно, когда у него появится собственный читательский билет, и он сможет выбирать книги самостоятельно.
- Пусть ребенок участвует в публичных мероприятиях в библиотеке.
- Читайте книги на темы, которыми интересуется ребенок. Читайте различные издания – сюжетные, иллюстрированные книги, брошюры, журналы – как из серии художественной, так и научной литературы.
- Читайте азбуку, детские стишки и книги популярных детских авторов. Поощряйте ребенка «читать» выученные наизусть строки вместе с вами.
- Когда вы читаете с ребенком, указывайте ему на то, что слова печатаются слева направо. Пусть ребенок переворачивает страницы, чтобы подкрепить знание о том, что страницы также читаются слева направо.
- Укажите ребенку на обложку, название и автора книги. Объясните малышу их предназначение.
- Перечитайте любимую историю, пропуская ключевые слова. Попросите ребенка подсказать вам недостающие слова.
- Просите ребенка предсказывать развитие сюжета и высказывать собственное мнение о прочитанной книге.
Общение на бумаге
Дети постепенно переходят от черкания и рисования к попыткам изображения букв и, в конечном итоге, к правильному написанию букв и слов. Когда ваш ребенок просит вас «прочитать» его каракули, это говорит о том, что он понимает, что слова в письменном виде обозначаются символами (буквами алфавита). Письменные и художественные занятия также помогают малышам развить контроль мелкой моторики, воображение и творческие способности.
Вот несколько советов об изложении мыслей на бумаге:
- Держите принадлежности для письма и рисования в легкодоступных для ребенка местах. Обеспечьте малыша бумагой различных форм, цветов и размеров, фломастерами, мелками и карандашами; клейкой лентой (скотчем), клеем и безопасными ножницами. Храните канцелярские изделия и принадлежности в специальной коробке или месте, которое ребенок может считать своим.
- Дайте ребенку старые журналы, чтобы он мог вырезать из них фотографии и другие иллюстрации, наклеивать и создавать книги на различные темы – например, алфавит, цвета, животные, игрушки, продукты питания, формы, числа.
- Пусть ваш дошкольник изготовит собственную книгу, используя фотографии или рисунки, и продиктует вам подписи для каждой картинки.
- Помогайте малышу писать/рисовать поздравительные открытки для друзей и родственников, приуроченные к особым датам.
- Когда ваш дошкольник научится находить письменное соответствие устным звукам, попросите его экспериментировать и составлять звуки вместе, чтобы получались слова. Креативное письмо – важный шаг на пути к обучению ребенка чтению.
Существует множество советов, которые помогут вам развивать существующие навыки вашего ребенка. Помните: есть много игр и всевозможных практических заданий, которые помогут ребенку дошкольного возраста развивать зарождающиеся навыки чтения.