Технология решения проблем для детей – Развитие ребенка

В нашей повседневной жизни, на работе и в школе мы постоянно сталкиваемся с определенными проблемами и задачами, нуждающимися в решении. Некоторые люди успешно преодолевают трудности и рассматривают их в качестве хороших возможностей для своего развития. Как правило, у них выработан четкий и систематизированный подход, который работает в большинстве случаев и в итоге обеспечивает им мощную уверенность в себе и способствует глубокому самоуважению.

Другие люди боятся жизненных вызовов. У них практически отсутствует своя универсальная методика решения задач, пусть даже самых незначительных или тривиальных. Обычно они не в состоянии определить природу проблемы и поэтому не могут применять правильные аналитические инструменты для ее решения. Часто такие люди не способны справиться с возникшей трудностью и в результате чувствуют себя полными неудачниками.

Так быть не должно. Родители могут помочь своим детям осознать, что проблемы – это задачи, которые можно и нужно решать. К тому же они могут помочь детям разбить проблему на части и обучить ценным навыкам, которые дети могут применять снова и снова во многих учебных ситуациях.

В чем заключается, из чего состоит решение проблемы?

Решение проблемы можно разделить на две отдельные, но взаимосвязанные части.

  • Анализ – это способность разбивать задачу на составляющие и подвергать их пристальному изучению для определения того, как они сочетаются друг с другом.
  • Синтез – разбив задачу на отдельные составляющие, мы затем должны выяснить, как собрать их снова вместе, но так, чтобы разобраться в исходной задаче и успешно решить ее.

​Эти два аспекта, анализ и синтез, являются жизненно важными шагами на пути к правильному пониманию самой технологии решения проблем. Тем не менее, многие молодые люди испытывают большие трудности с применением данных шагов. Они отказываются понимать, что проблемы можно разбить на более мелкие управляемые блоки, и склонны видеть их в глобальном масштабе в целом, а не в аналитическом смысле. Однако у родителей и учителей есть шанс помочь детям все понять и во всем разобраться.

Самоорганизация

Если вы когда-нибудь пытались собрать что-то своими руками, то легко могли ощутить на себе немилость «синдрома самосборки». Кажется, что эту мебель «сделай сам» так легко собрать по инструкции, но в действительности зачастую приходится сталкиваться с тем, что вам не хватает некоторых важных деталей, или тревожиться по поводу того, что некоторые детали остались неиспользованными («лишними»). Подобное происходит также тогда, когда вы пытаетесь починить элемент, состоящий из большого количества частей, которые находятся в прямой зависимости друг от друга. Такие примеры отлично помогают детям осознать, что проблемы, как и любые повседневные предметы, неизменно состоят из более мелких деталей.

Если вы чувствуете себя достаточно смелым, то можете позволить ребенку (под вашим контролем, естественно) поэкспериментировать, разбирая на части различные простые предметы домашнего обихода. Простая игрушка хорошо подойдет для начала или, например, поломанная кухонная техника. Обратите внимание, как ребенок начинает разбирать предмет на части. Есть ли определенная закономерность, последовательность в его действиях или он применяет метод проб и ошибок? Составляет ли ребенок «схему» расположения каждой детали или держит все в уме? Когда вы просите ребенка собрать предмет, все ли детали он собирает в правильном порядке? Если какие-то детали упущены или собраны неправильно, почему это произошло?

С помощью таких простых упражнений дети начинают понимать тот принцип, что потенциальные проблемы, если их прорабатывать логическим и систематическим путем, становятся более понятными, что позволяет «складывать» их таким образом, что они разрешаются – «начинают работать». И наоборот, если нет соответствующей последовательности или плана пути решения проблемы, шансы на то, что она будет успешно решена, значительно снижаются.

Игра в детективов

(Подсказки, улики: перочинный нож, две монеты по 25 коп, использованный билет в кино, бусы, пачка жевательной резинки, детская пустышка.)

Это простое и веселое занятие. Возьмите набор бытовых предметов – таких как, к примеру, перечисленные выше. Сложите их в мешок. Скажите ребенку, что он детектив, и это единственные улики, с помощью которых он должен определить таинственного человека. Ребенок должен использовать все улики, чтобы составить фоторобот, описание возможного владельца улик. Попросите ребенка изучить каждую улику внимательно. Останавливайте его от поспешных выводов, основанных только на одной или двух уликах. Это помогает детям ценить важность изучения каждой части проблемы по отдельности.

Строго следовать инструкциям

Попросите ребенка записать как можно точнее все шаги, необходимые для выполнения простого задания, с которым он хорошо знаком (например, как приготовить чашку чая), т. е. составить список шагов. Он может просто рассказать вам о каждом шаге в устной форме (а вы запишите) или нарисовать каждый этап (возможно, добавив необходимые примечания). Теперь выполните эту задачу в самом буквальном смысле, строго пошагово – и пусть ребенок наблюдает за вами. Не предпринимайте каких-либо шагов, которые не были перечислены в списке, независимо от того, насколько очевидными они могут быть.

Можно попросить ребенка прокомментировать ваши действия. Помните, что любые замечания, которые он делает по поводу абсурдности ваших действий, в действительности являются анализом точности его собственного описания процесса. Обсудите процесс – желательно с большой долей хорошего юмора. Итак, что вы вместе узнали о порядке, в котором процесс должен осуществляться, и степени детализации, требуемой для описания этого процесса?

.